2 апреля 2024, 13:10
К вопросу духовного развития человека в традиции тибетского буддизма.
Не претендуя на «истину в последней инстанции», хочу поделиться своим пониманием этого сложного и интересного вопроса. Я не сертифицированный учитель буддизма тибета, лама или монах, принявший соответствующий обет, а простой искатель, которого рассматриваемая проблема интересовала давно. Поэтому не судите строго. Захотите задать вопрос или высказаться — милости прошу.
В теме основной линией будет упомянутая в заглавии концепция в связи с тем, что взгляды тибетцев на данную проблему мне представляются очень проработанными и глубокими. Хотя ассоциации с другими учениями я также буду использовать, чтобы прояснить некоторые туманные моменты. Считаю, что это допустимо, потому что различные религии и практики, оперирующие в данном вопросе зачастую разными понятиями и определениями, соотносят их с одним и тем же объектом — человеком. У нас есть «репер» — это главное. А всевозможные имена и указатели на него, хоть и важны, но второстепенны. Итак…
Начну с краткого пояснения тибетского ламы Еше сути вопроса…
«Итак, можно сказать, что тело существует одновременно на трёх уровнях: грубое, тонкое и очень тонкое, или тончайшее тело. Грубое тело состоит из плоти, крови, костей, пяти органов чувств и так далее.
Тонкое, или как ещё говорят ваджрное, тело включает в себя каналы и пребывающие в этих каналах энергии и капли, или тигле (санскр. бинду). По всему телу проходят тысячи таких тонких каналов. Для созерцания мы используем три главных канала: центральный канал, или авадхути, который проходит в нашем теле сверху донизу перед самым позвоночником, и два боковых канала — лалана и расана, расположенные по обеим сторонам центрального параллельно ему. В нескольких местах центральный канал ветвится, и от него в разные стороны отходят небольшие боковые каналы, или спицы, образуя чакры. Позже я расскажу о каналах и чакрах подробнее (см. главу 14).
Те энергии-ветры, о которых здесь идёт речь, — это не воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем, но совершенно особые тонкие
Читать дальше →
В теме основной линией будет упомянутая в заглавии концепция в связи с тем, что взгляды тибетцев на данную проблему мне представляются очень проработанными и глубокими. Хотя ассоциации с другими учениями я также буду использовать, чтобы прояснить некоторые туманные моменты. Считаю, что это допустимо, потому что различные религии и практики, оперирующие в данном вопросе зачастую разными понятиями и определениями, соотносят их с одним и тем же объектом — человеком. У нас есть «репер» — это главное. А всевозможные имена и указатели на него, хоть и важны, но второстепенны. Итак…
Начну с краткого пояснения тибетского ламы Еше сути вопроса…
«Итак, можно сказать, что тело существует одновременно на трёх уровнях: грубое, тонкое и очень тонкое, или тончайшее тело. Грубое тело состоит из плоти, крови, костей, пяти органов чувств и так далее.
Тонкое, или как ещё говорят ваджрное, тело включает в себя каналы и пребывающие в этих каналах энергии и капли, или тигле (санскр. бинду). По всему телу проходят тысячи таких тонких каналов. Для созерцания мы используем три главных канала: центральный канал, или авадхути, который проходит в нашем теле сверху донизу перед самым позвоночником, и два боковых канала — лалана и расана, расположенные по обеим сторонам центрального параллельно ему. В нескольких местах центральный канал ветвится, и от него в разные стороны отходят небольшие боковые каналы, или спицы, образуя чакры. Позже я расскажу о каналах и чакрах подробнее (см. главу 14).
Те энергии-ветры, о которых здесь идёт речь, — это не воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем, но совершенно особые тонкие
Читать дальше →