Садхана для свинцовых и золотых сердец
(фрагмент лекции)
— Вайдхи-бхакти и рагануга-бхакти — это ведь разные ступени процесса бхакти? Сейчас из-за своего низкого уровня мы вынуждены заниматься вайдхи-бхакти, которое потом перейдет в раганугу…
— Это неправильное понимание! Вайдхи- и рагануга-бхакти это две составляющие садхана-бхакти. Эти составляющие не связаны друг с другом. По крайней мере, не связаны в том смысле, что одна якобы переходит в другую. Как там? Еи та садхана-бхакти… Сейчас. Вот: еи та садхана-бхакти — дуи та пракара, еко вайдхи-бхакти, рагануга-бхакти ара. Это Чайтанья-Чаритамрита. Здесь не говорится, что одно исходит из другого. Просто указывается, что есть два вида садхана-бхакти, регулируемого преданного служения. Пожалуй, единственное, что есть общего у этих путей то, что и то и другое — «сад-дхана», «то, что поддерживает, оплачивает, сат». Шучу, конечно. Это совершенно вольный перевод, но мне кажется, что в качестве иллюстрации он вполне подойдет. Сат — это аспект вечности Бхагавана и дживы. В нашем мире в отношении дживы данный аспект покрывается, причем настолько, что мы его почти не воспринимаем. Наоборот, нам кажется, что никакой вечности в нашем бытии нет, все временно и преходяще. Так действует иллюзия. Так вот, садхана — это способ, с помощью которого мы вновь вспоминаем о нашем вечном, изначальном положении. И вот этот-то способ делится на два принципиально разных метода: вайдхи и раганугу. Ведут ли они к одному и тому же результату? Вопрос не так прост, как кажется. В относительном смысле, несомненно, нет. А в абсолютном смысле… Впрочем, давайте на сегодня ограничимся вашим вопросом. Почему вайдхи не переходит в раганугу? Кажется, что это было бы логичным. Ведь основное назначение вайдхи — это очищение сердца. И кажется, что когда сердце очистится, можно будет приступить к рагануга-садхане, то есть следованию за рагатмика-бхактой в том или ином настроении преданности. Это кажется логичным, но это не так. Во-первых, мы
Читать дальше →