relsam, Sofa рискнёте ли качественно закрыть глаза и уши перед очень оживлённой проезжей частью и смело пойти вперёд для подтверждения Вашего понимания?
Либо просто встаньте ночью в темноте и тишине посреди комнаты дома, с закрытыми глазами и берушами в ушах. Раскрутитесь, остановитесь, чтобы было непонятно, что перед Вами сейчас, и… попробуйте проверить: отсутствует ли мир в отсутствие зрения и слуха?
Это можно проделать в лесу.
Крайние варианты: закрыть глаза и уши в драке или на войне. Исчезнут ли кулаки противника и пули?
Я — то, что осознаёт тело. Осознание (осознавание, осознанность).
В нынешнем опыте из меня исходит луч внимания («вектор осознанности», можно так назвать).
Вон, внизу пальцы на ноге. Я не нахожусь ни в одном из них. В кишечнике — продукты пищеварения. Я не нахожусь ни в кишечнике, ни в продуктах.
Явный опыт.
Но если тело из этого мира заболеет, то это может длиться долго. Годами.
Материал (воспринимаемое) этого мира твёрд, обжигающ, обмораживающ и др. Тело может повредиться до конца его жизни.
Материал (воспринимаемое) снов со сновидениями можно назвать «мягким».
Даже если сон почти как этот сон бодрствования, то нет в нём той «остроты» воспринимаемого с явно воздействующими на тело сна факторами, остро повреждающими его.
В нынешних опытах снов (бодрствования и сновидениях) нет осознания себя их творцом. Многие шаги и повороты сюжетов — неизвестны.
Если бы их творцом был я, то как я могу не знать того, что будет сделано мною во всём масштабе сюжета через мгновение и далее?
Посему уровень двойственности для меня явно открыт. Ибо не знаю, какими будут следующие: мысль, эмоция, чувство, ощущение.
Я лишь это всё осознаю́.
Но Творец… для меня Он, как для персонажа компьютерной игры или симуляции жизни — неизвестен полностью: в качестве Всего Компьютера вместе со всей симуляцией.
Я внутри Творимого, разворачивающимся не моими силами, не под моим контролем.
Пока так. И если заявлять, что всё творится из меня — это не будет соответствовать опыту.
Есть некое понимание, благодаря которому имеется вывод, что «крепкие» болезни, типа рака, и сильные страдания в этом мире не зря давались Учителям Свыше.
Дабы пришла мысль, помогающая понять, что равностность между «сном бодрствования» и снами со сновидениями — нынешнее заблуждение Учений. Имеющее место быть, пока всё хорошо с телом и жизненными ситуациями в этом мире в целом.
Если перед сном завести будильник в этом "сне бодрствования" (в котором пишется сообщение), то он разбудит меня в него из других видов снов: сна со сновидениями или голубокого сна (без сновидений).
Но если я заведу будильник в конкретном сне со сновидениями, то разбудит ли он меня в него из этого сна бодрствования или из любого другого сна со сновидениями?
«Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас;
возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим;
ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко». (Матф. 11:28-30)
— Иисус Христос
~ Значение слова Покой по словарю Ушакова:
1. Отсутствие движения и шума, неподвижная тишина.
— tolkslovar.ru/p12250.html
Вопрошающий: Сидя возле Вас, какое состояние ума нам нужно иметь, чтобы получить передачу от Вашего Истинного Я?
Бхагаван: Оставьте ум в недвижимости. Этого достаточно. Вы получите духовную помощь, сидя в этом холле, оставаясь в покое. Цель всех практик – избавиться от всех практик. Когда ум недвижим, переживается сила Истинного Я. Волны Истинного Я вездесущи. Если ум в покое, начинаешь переживать их.
~
Вопрошающий: Можно ли получить знание без благословений Гуру? Даже Рама, который был похож на тупицу в начале жизни, стал реализованной душой только с помощью своего Гуру.
Бхагаван: Как здесь могут быть хоть какие-то сомнения? Милость Гуру абсолютно необходима. Именно поэтому Таюманавар восхвалял своего Гуру в гимнах, а другой сказал: «О Гурудева, от вашего взгляда тигр становится мягким, как козочка, змея – как бурундучок, а плохой человек – хорошим. И что только не может произойти? От вашего милосердного взгляда все становится хорошо. Как могу я описать ваше величие?» Так он пел. Милость Гуру непревзойденна.
~
Вопрошающий: Что такое Гуру-крипа (милость Гуру)? Как это приводит к Самореализации?
Бхагаван: Гуру – это Истинное Я… Иногда человек не удовлетворен своей жизнью и, не довольствуясь тем, что у него есть, ищет удовлетворения своих желаний через молитву к Богу и т. д. Его ум постепенно очищается до тех пор, пока он не устремляется познать Бога с целью обрести Его милость, а не удовлетворить свои мирские желания. Тогда начинает проявляться Божья милость. Бог принимает форму Гуру и появляется перед преданным Ему, учит его истине и, более того, очищает его ум, взаимодействуя с ним. Ум такового обретает силу и становится способен обратиться вовнутрь. С помощью медитации ум очищается еще больше и в конце концов остается недвижимым, без малейшего волнения. Это пространство покоя – Истинное Я.
Гуру одновременно и «внешний», и «внутренний». «Извне» Он дает толчок уму, чтобы тот обратился внутрь; «изнутри» Он тянет ум к Истинному Я и помогает в успокоении ума. Это Гуру-крипа. Нет разницы между Богом, Гуру и Истинным Я.
Когда внимание направлено на объекты и интеллект, ум осознаѐт только эти вещи. Это наше теперешнее состояние страдания. Но, когда мы направляем внимание внутрь к Я, мы начинаем осознавать только его. Поэтому, всѐ дело во внимании
П. Полезна ли мысль «Я есть Бог» или «Я – высочайшее Бытие»?
М. «Я есмь то Я есмь»*. «Я есмь» – это Бог, а не мышление «Я есть Бог». Осознайте «Я есмь», но не думайте «Я есмь». Сказано: «Познайте, что Я – Бог»**, а не «Думайте, что Я – Бог».
— Беседы с Шри Раманой Махарши. Том 2
—
* — См. Исход 3:14: «Я есмь Сущий». (Синодальный русский перевод).
** — «Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле». (Пс. 45:11)
В другой раз Брантон спросил: «Какой путь вы советуете? Нам необходима ваша милость».
Бхагаван: «Пребывайте в молчании, не думайте и знайте, что 'Я Есть' ».
Брантон: «Я должен медитировать с закрытыми или с открытыми глазами?»
Бхагаван: «Вы можете медитировать с открытыми или с закрытыми глазами, как вам удобнее. Для разных людей по-разному. Видение – это когда ум смотрит через глаза, но если он не смотрит, так как сосредоточен внутри, он не видит, даже если глаза открыты. То же самое со звуками. Если вы обращаете на них внимание, вы их слышите, но если вы настойчиво фокусируетесь только на Я внутри, вы их не услышите. То же само и с положением тела. Позы неважны для этого пути мудрости. Поза на самом деле означает устойчивое нахождение в Я. Это внутреннее. Лучшая поза – это пребывать в Я».
Брантон: «Должны ли мы прилагать усилия?»
Бхагаван: «Никто не преуспеет без усилий. Контроль ума не даѐтся с рождения. Те немногие, кто преуспел, обязаны в том своему упорству. Когда внимание направлено на объекты и интеллект, ум осознаѐт только эти вещи. Это наше теперешнее состояние страдания. Но, когда мы направляем внимание внутрь к Я, мы начинаем осознавать только его. Поэтому, всѐ дело во внимании».
Брантон: «Как мы должны медитировать?»
Бхагаван: «Всѐ, чему вы должны научиться, – это как закрыть глаза и идти внутрь. То, что вы ищете, – внутри вас самих».
Брантон: «Полезна ли мысль 'Я Есть Бог'?»
Бхагаван: " 'Я Есть' и есть Бог, а не думание об этом. Осознайте 'Я Есть', а не думайте 'Я Есть'. Знайте это, а не думайте об этом. 'Я Есть То, что Я Есть' означает, что человек должен всегда пребывать как Я. Человек всегда только Я, и ничто более".
15 Падам* заявляет: «Ничего, кроме сознания „Я есть“, не требуется для того, чтобы исследовать и по-настоящему познать себя».
<...>
Вопрошающий: Читая произведения Шри Бхагавана, я обнаружил, что там говорится об исследовании как единственном способе реализации.
Бхагаван: Да, это вичара** (исследование).
В.: Как это делается?
Бхагаван: Спрашивающий должен признать существование своего я. «Я есть» – это реализация. Следовать путеводной нити до реализации – это вичара. Вичара и реализация – это одно и то же.
В.: Это неуловимо. На что мне медитировать?
Бхагаван: Медитация требует объекта, на который нужно медитировать, в то время как в вичаре есть только субъект без объекта. Этим медитация отличается от вичары.
В.: Будет ли достаточно одной вичары без медитации?
Бхагаван: Вичара – это и процесс, и цель одновременно. «Я есть» – это цель и конечная Реальность. Придерживаться этого с усилием – вичара. Когда это происходит спонтанно и естественно – это реализация.
Бхагаван: Чтобы дать возможность садхаку избежать возможных сомнений, я говорю ему, чтобы он взял «нить», или путеводную нить «я» или «я есть»-ность, и следовал ей до ее источника. Потому что, во-первых, ни у кого нет никаких сомнений относительно представления себя как «я»; во-вторых, какая бы садхана ни использовалась, конечная цель – реализация источника «я-есть»-ности, являющейся первичной точкой отсчета вашего переживания.
Поэтому, если вы практикуете атма-вичару, то достигнете Сердца – Истинного Я.
16 Приняв основополагающее Сознание [«Я есть»] как единственное уникальное пристанище для своего внимания, живи своей жизнью.
Бхагаван: «Я существую» – это единственный постоянный, самоочевидный опыт каждого. Ничто другое не является столь самоочевидным (пратьякша), как «Я есть». То, что люди называют самоочевидным, а именно опыт, получаемый ими через органы чувств, далеко не самоочевиден. Только Истинное Я является таким. Пратьякша – это другое название для Истинного Я. Таким образом, заниматься самоисследованием и быть этим «Я есть» – единственное, что нужно делать. «Я есть» – это Реальность. Я есть то или это – нереально. «Я есть» – истина, другое название для Истинного Я. «Я – Бог» – не истина.
<...>
17 Осознавание Бытия, «Я есть» (сат-бодха), светящее как источник интеллекта, – божественная милость, позволяющая обрести истинную джняну***.
—
Глоссарий книги:
* Падам — Буквально «стопа»; синоним Истинного Я. В этой конкретной работе это также эпитет, который Муруганар использует для того, чтобы описать или обозначить Раману Махарши.
** вичара — Исследование; когда Рамана Махарши использовал это понятие, то конкретно ссылался на практику самоисследования «Кто я?», атма-вичару.
Вопрошающий: Что такое Осознавание и как можно обрести и развить Его?
Бхагаван: Ты есть Осознавание. Осознавание – это другое твое имя. Так как ты – Осознавание, то нет необходимости для Его достижения или развития.
Все, что тебе нужно сделать, – это перестать осознавать иное, чем Истинное Я. Если перестать осознавать это иное, останется лишь чистое Осознавание, это и есть Истинное Я.
И: Пусть так, но вот чего я не понимаю. Вы говорите, что «я» сейчас является ложным. Как уничтожить это ложное «я»?
М: Вам не нужно уничтожать ложное «я». Как может «я» уничтожить себя? Всё, что вам нужно сделать, это найти его источник и пребывать там. Ваши усилия могут простираться только до этих пор. Потом Потустороннее возьмет заботы на себя. Вы уже беспомощны там. Никакое ваше усилие не может достичь ТО.
— Будь тем, кто ты есть! Наставления Шри Раманы Махарши
Внимание – это сила, которая позволяет всему проявиться. Будучи обращенной внутрь, к «я», та же самая сила внимания может быть использована, чтобы растворить все обратно в его источнике. Мы, сила внимания, единственно есть. Зачем же отождествляться с личностью? Мы есть, но к чему добавлять сюда «личность»? Просто рассмотри и обнаружь, что такое это «Я есть».
«Summa iru», что означает «просто будь» или «будь неподвижен», — это корректный способ описания само-внимания, потому что оно есть простое не обращение внимания ни на что другое, кроме «Я», то есть при само-внимании не происходит вовлечения нашего внимания в движение из своего источника, который и есть «Я».
Тамильское наречие “summa” означает «не делание чего-либо», [и это важно], поскольку «делание», или действие всегда вовлекает нас в обращение внимания на что-то иное, нежели «Я».
Когда мы оставляем внимание только в «Я», внимание остается в своем источнике и как сам этот источник, «Я есть», так что само-внимание – это не действие, но состояние просто бытия.
Арунагиринатар в одном из своих стихов поет, что когда Господь Муруга сказал ему ‘summa iru’, он перестал знать что-либо, что означает: он прекратил обращать внимание на второе или третье лица.
Но воспринимается ли само внимание?
Имеет ли качества?
Пребывание внимания в источнике осознаётся как само-погруженность, покой. Так могу выразить.
Можно так же долго удерживать в уме мысль «откуда приходят мысли»?..
Эта мысль направляет внимание к источнику мыслей. Они утихают. (Источник мыслей и внимания — один и тот же). Если при этом внимание успокаивается в источнике, то можно пользоваться и этим вопросом. Тогда он аналогичен по результату вопросу «Кто я?»
Таков «мой» опыт.
Либо просто встаньте ночью в темноте и тишине посреди комнаты дома, с закрытыми глазами и берушами в ушах. Раскрутитесь, остановитесь, чтобы было непонятно, что перед Вами сейчас, и… попробуйте проверить: отсутствует ли мир в отсутствие зрения и слуха?
Это можно проделать в лесу.
Крайние варианты: закрыть глаза и уши в драке или на войне. Исчезнут ли кулаки противника и пули?
Ибо творящий Всё, повторюсь, не может не знать того, что он творил ранее, сейчас и будет творить позже.
Ибо всё — Он, Его, из Него.
А я — лишь осознавание, не во власти которого даже приход истинного Понимания.
В нынешнем опыте из меня исходит луч внимания («вектор осознанности», можно так назвать).
Вон, внизу пальцы на ноге. Я не нахожусь ни в одном из них. В кишечнике — продукты пищеварения. Я не нахожусь ни в кишечнике, ни в продуктах.
Явный опыт.
Но если тело из этого мира заболеет, то это может длиться долго. Годами.
Материал (воспринимаемое) этого мира твёрд, обжигающ, обмораживающ и др. Тело может повредиться до конца его жизни.
Материал (воспринимаемое) снов со сновидениями можно назвать «мягким».
Даже если сон почти как этот сон бодрствования, то нет в нём той «остроты» воспринимаемого с явно воздействующими на тело сна факторами, остро повреждающими его.
В нынешних опытах снов (бодрствования и сновидениях) нет осознания себя их творцом. Многие шаги и повороты сюжетов — неизвестны.
Если бы их творцом был я, то как я могу не знать того, что будет сделано мною во всём масштабе сюжета через мгновение и далее?
Посему уровень двойственности для меня явно открыт. Ибо не знаю, какими будут следующие: мысль, эмоция, чувство, ощущение.
Я лишь это всё осознаю́.
Но Творец… для меня Он, как для персонажа компьютерной игры или симуляции жизни — неизвестен полностью: в качестве Всего Компьютера вместе со всей симуляцией.
Я внутри Творимого, разворачивающимся не моими силами, не под моим контролем.
Пока так. И если заявлять, что всё творится из меня — это не будет соответствовать опыту.
Дабы пришла мысль, помогающая понять, что равностность между «сном бодрствования» и снами со сновидениями — нынешнее заблуждение Учений. Имеющее место быть, пока всё хорошо с телом и жизненными ситуациями в этом мире в целом.
Соседи, лай собаки, крик птиц, болезнь (если есть) и др.
Но ни разу не просыпался вдруг из этого сна бодрствования в сон со сновидениями от какого-либо шума или раздражителя из него.
Но если я заведу будильник в конкретном сне со сновидениями, то разбудит ли он меня в него из этого сна бодрствования или из любого другого сна со сновидениями?
возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим;
ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко». (Матф. 11:28-30)
— Иисус Христос
~
Значение слова Покой по словарю Ушакова:
1. Отсутствие движения и шума, неподвижная тишина.
— tolkslovar.ru/p12250.html
Бхагаван: Оставьте ум в недвижимости. Этого достаточно. Вы получите духовную помощь, сидя в этом холле, оставаясь в покое. Цель всех практик – избавиться от всех практик. Когда ум недвижим, переживается сила Истинного Я. Волны Истинного Я вездесущи. Если ум в покое, начинаешь переживать их.
~
Вопрошающий: Можно ли получить знание без благословений Гуру? Даже Рама, который был похож на тупицу в начале жизни, стал реализованной душой только с помощью своего Гуру.
Бхагаван: Как здесь могут быть хоть какие-то сомнения? Милость Гуру абсолютно необходима. Именно поэтому Таюманавар восхвалял своего Гуру в гимнах, а другой сказал: «О Гурудева, от вашего взгляда тигр становится мягким, как козочка, змея – как бурундучок, а плохой человек – хорошим. И что только не может произойти? От вашего милосердного взгляда все становится хорошо. Как могу я описать ваше величие?» Так он пел. Милость Гуру непревзойденна.
~
Вопрошающий: Что такое Гуру-крипа (милость Гуру)? Как это приводит к Самореализации?
Бхагаван: Гуру – это Истинное Я… Иногда человек не удовлетворен своей жизнью и, не довольствуясь тем, что у него есть, ищет удовлетворения своих желаний через молитву к Богу и т. д. Его ум постепенно очищается до тех пор, пока он не устремляется познать Бога с целью обрести Его милость, а не удовлетворить свои мирские желания. Тогда начинает проявляться Божья милость. Бог принимает форму Гуру и появляется перед преданным Ему, учит его истине и, более того, очищает его ум, взаимодействуя с ним. Ум такового обретает силу и становится способен обратиться вовнутрь. С помощью медитации ум очищается еще больше и в конце концов остается недвижимым, без малейшего волнения. Это пространство покоя – Истинное Я.
Гуру одновременно и «внешний», и «внутренний». «Извне» Он дает толчок уму, чтобы тот обратился внутрь; «изнутри» Он тянет ум к Истинному Я и помогает в успокоении ума. Это Гуру-крипа. Нет разницы между Богом, Гуру и Истинным Я.
— Шри Муруганар «Падамалай. Наставления Шри Раманы Махарши»
Отрывок
М. «Я есмь то Я есмь»*. «Я есмь» – это Бог, а не мышление «Я есть Бог». Осознайте «Я есмь», но не думайте «Я есмь». Сказано: «Познайте, что Я – Бог»**, а не «Думайте, что Я – Бог».
— Беседы с Шри Раманой Махарши. Том 2
—
* — См. Исход 3:14: «Я есмь Сущий». (Синодальный русский перевод).
** — «Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле». (Пс. 45:11)
Бхагаван: «Пребывайте в молчании, не думайте и знайте, что 'Я Есть' ».
Брантон: «Я должен медитировать с закрытыми или с открытыми глазами?»
Бхагаван: «Вы можете медитировать с открытыми или с закрытыми глазами, как вам удобнее. Для разных людей по-разному. Видение – это когда ум смотрит через глаза, но если он не смотрит, так как сосредоточен внутри, он не видит, даже если глаза открыты. То же самое со звуками. Если вы обращаете на них внимание, вы их слышите, но если вы настойчиво фокусируетесь только на Я внутри, вы их не услышите. То же само и с положением тела. Позы неважны для этого пути мудрости. Поза на самом деле означает устойчивое нахождение в Я. Это внутреннее. Лучшая поза – это пребывать в Я».
Брантон: «Должны ли мы прилагать усилия?»
Бхагаван: «Никто не преуспеет без усилий. Контроль ума не даѐтся с рождения. Те немногие, кто преуспел, обязаны в том своему упорству. Когда внимание направлено на объекты и интеллект, ум осознаѐт только эти вещи. Это наше теперешнее состояние страдания. Но, когда мы направляем внимание внутрь к Я, мы начинаем осознавать только его. Поэтому, всѐ дело во внимании».
Брантон: «Как мы должны медитировать?»
Бхагаван: «Всѐ, чему вы должны научиться, – это как закрыть глаза и идти внутрь. То, что вы ищете, – внутри вас самих».
Брантон: «Полезна ли мысль 'Я Есть Бог'?»
Бхагаван: " 'Я Есть' и есть Бог, а не думание об этом. Осознайте 'Я Есть', а не думайте 'Я Есть'. Знайте это, а не думайте об этом. 'Я Есть То, что Я Есть' означает, что человек должен всегда пребывать как Я. Человек всегда только Я, и ничто более".
— В. Ганешан «Рамана Перийя Пуранам»
<...>
Вопрошающий: Читая произведения Шри Бхагавана, я обнаружил, что там говорится об исследовании как единственном способе реализации.
Бхагаван: Да, это вичара** (исследование).
В.: Как это делается?
Бхагаван: Спрашивающий должен признать существование своего я. «Я есть» – это реализация. Следовать путеводной нити до реализации – это вичара. Вичара и реализация – это одно и то же.
В.: Это неуловимо. На что мне медитировать?
Бхагаван: Медитация требует объекта, на который нужно медитировать, в то время как в вичаре есть только субъект без объекта. Этим медитация отличается от вичары.
В.: Будет ли достаточно одной вичары без медитации?
Бхагаван: Вичара – это и процесс, и цель одновременно. «Я есть» – это цель и конечная Реальность. Придерживаться этого с усилием – вичара. Когда это происходит спонтанно и естественно – это реализация.
Бхагаван: Чтобы дать возможность садхаку избежать возможных сомнений, я говорю ему, чтобы он взял «нить», или путеводную нить «я» или «я есть»-ность, и следовал ей до ее источника. Потому что, во-первых, ни у кого нет никаких сомнений относительно представления себя как «я»; во-вторых, какая бы садхана ни использовалась, конечная цель – реализация источника «я-есть»-ности, являющейся первичной точкой отсчета вашего переживания.
Поэтому, если вы практикуете атма-вичару, то достигнете Сердца – Истинного Я.
16 Приняв основополагающее Сознание [«Я есть»] как единственное уникальное пристанище для своего внимания, живи своей жизнью.
Бхагаван: «Я существую» – это единственный постоянный, самоочевидный опыт каждого. Ничто другое не является столь самоочевидным (пратьякша), как «Я есть». То, что люди называют самоочевидным, а именно опыт, получаемый ими через органы чувств, далеко не самоочевиден. Только Истинное Я является таким. Пратьякша – это другое название для Истинного Я. Таким образом, заниматься самоисследованием и быть этим «Я есть» – единственное, что нужно делать. «Я есть» – это Реальность. Я есть то или это – нереально. «Я есть» – истина, другое название для Истинного Я. «Я – Бог» – не истина.
<...>
17 Осознавание Бытия, «Я есть» (сат-бодха), светящее как источник интеллекта, – божественная милость, позволяющая обрести истинную джняну***.
— Шри Муруганар «Падамалай. Наставления Шри Раманы Махарши», гл. "Я есть"
—
Глоссарий книги:
* Падам — Буквально «стопа»; синоним Истинного Я. В этой конкретной работе это также эпитет, который Муруганар использует для того, чтобы описать или обозначить Раману Махарши.
** вичара — Исследование; когда Рамана Махарши использовал это понятие, то конкретно ссылался на практику самоисследования «Кто я?», атма-вичару.
*** джняна — Истинное знание. Непосредственное Знание Реальности – Истинного Я.
Бхагаван: Ты есть Осознавание. Осознавание – это другое твое имя. Так как ты – Осознавание, то нет необходимости для Его достижения или развития.
Все, что тебе нужно сделать, – это перестать осознавать иное, чем Истинное Я. Если перестать осознавать это иное, останется лишь чистое Осознавание, это и есть Истинное Я.
— Шри Муруганар «Падамалай. Наставления Шри Раманы Махарши»
*
И: Пусть так, но вот чего я не понимаю. Вы говорите, что «я» сейчас является ложным. Как уничтожить это ложное «я»?
М: Вам не нужно уничтожать ложное «я». Как может «я» уничтожить себя? Всё, что вам нужно сделать, это найти его источник и пребывать там. Ваши усилия могут простираться только до этих пор. Потом Потустороннее возьмет заботы на себя. Вы уже беспомощны там. Никакое ваше усилие не может достичь ТО.
— Будь тем, кто ты есть! Наставления Шри Раманы Махарши
А внимание, пока блуждает в Поле пространства-время-объекты… здесь проще будет добавить цитат:
Возможно, однажды заинтересует.
Источник:
— Садху Ом. Высшее Значение Само-Исследования. Избранное. 4
— Садху Ом. Высшее Значение Само-Исследования. Избранное. 6
Тамильское наречие “summa” означает «не делание чего-либо», [и это важно], поскольку «делание», или действие всегда вовлекает нас в обращение внимания на что-то иное, нежели «Я».
Когда мы оставляем внимание только в «Я», внимание остается в своем источнике и как сам этот источник, «Я есть», так что само-внимание – это не действие, но состояние просто бытия.
Арунагиринатар в одном из своих стихов поет, что когда Господь Муруга сказал ему ‘summa iru’, он перестал знать что-либо, что означает: он прекратил обращать внимание на второе или третье лица.
— Садху Ом. Высшее значение Само-исследования. Избранное. 6
Мысль воспринимается.
Но воспринимается ли само внимание?
Имеет ли качества?
Пребывание внимания в источнике осознаётся как само-погруженность, покой. Так могу выразить.
Эта мысль направляет внимание к источнику мыслей. Они утихают. (Источник мыслей и внимания — один и тот же). Если при этом внимание успокаивается в источнике, то можно пользоваться и этим вопросом. Тогда он аналогичен по результату вопросу «Кто я?»
Таков «мой» опыт.
Видите ли буквы на экране смартфона, планшета/мониторе?
Та буква, на которую смо́трите пристально, наиболее чётко видна. Те, что не в фокусе, замыливаются.
Внимание через органы чувств выхватывает что-то из потока восприятий. И сие выхватываемое осознаётся более ярко, чётко, выразительно.
Внимание — в моём понимании, это «суженное осознавание». Луч осознанности.
Цель ищущего Себя, Атман, Я «возвращать» внимание в его источник, или точнее — пребывать вниманием в его источнике.
Источник внимания — Я.
И вот когда внимание пребывает в источнике в покое — это и есть суть практики атма-вичары.
Ссылка