31 августа 2014, 22:11

Нож

Выйдя на прогулку, идиот увидел у обочины что-то блестящее. Понадеявшись, что это серебро, он наклонился — но то был всего-навсего выпавший у кого-то нож.
— Я выкину тебя в реку за то, что ты меня обманул, и ты будешь там ржаветь, пока не умрешь! — закричал идиот.
Однако нож был говорящий, и он попытался спасти свою жизнь.
— Добрый господин! — сказал он. Почему бы тебе не оставить меня себе? Я бы мог быть тебе полезным. Ведь мною можно резать хлеб!
— Ну да, как бы не так! — промолвил идиот. — Тобой можно еще и глотку мне перерезать!
29 ноября 2013, 01:11

17. ОТРАЖЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ

Меджнун провел в странствиях три года. Три долгих года он разбивал ноги о придорожные камни, ночевал с бродягами под мостами, питался подаянием. Три года пролетели стремительно, как пролетает чайка над морем. Лейла была все также недоступна и недосягаема. Все, кого он спрашивал о ней, слышали о Лейле, но никто никогда ее не видел.
– Ты, наверное, придумал свою любовь, – говорили люди.
Но упрямец продолжал поиски.
Однажды он сидел у края арыка, глядя на отражения облаков, плывущих по поверхности прозрачной воды. Вдруг он увидел в воде, как в зеркале, что девушка, закутанная в дорогие шелка, подошла к нему. Она откинула золотистое покрывало, и Меджнун увидел ее черные пронзительные глаза, обрамленные длинными стрелами ресниц. Невозможно было не узнать эти глаза. Меджнун вскочил с места и повернулся. Но никого не увидел. Он снова посмотрел в воду – оттуда на него насмешливо смотрела Лейла, покачивая головкой на длинной стройной шее. На руках ее тихо позвякивали драгоценные браслеты. Меджнун отчетливо слышал их звон. Он замер, вглядываясь в отражение. На его плечи нежно легли тонкие руки возлюбленной. Меджнун поднял руку, чтобы коснуться ее руки, и его рука встретила пустоту. Но плечи чувствовали нежное и крепкое прикосновение рук Лейлы.
Меджнун не отводил взора от отражения. Лейла села рядом с ним на край арыка и, тихо смеясь, взяла его за руку.
– Как мне увидеть тебя, а не твое отражение? – спросил он.
Лейла засмеялась и легонько толкнула Меджнуна. Размахивая руками, он упал в воду, разбив прозрачное зеркало и подняв тучу брызг.
Арык был неглубоким – Меджнун встал по пояс в воде и увидел Лейлу, протягивающую ему руку. Не смея верить происходящему, Меджнун трепетно взял ее за руку… Засмеялся в ответ и потянул на себя… Лейла упала в его объятия и стояла перед ним по пояс в воде, и смеялась, обнажая жемчужные зубки. Меджнун почувствовал себя таким счастливым, что впору было умереть от радости.
Лейла набрала воды в ладони и плеснула ему в глаза. Когда он
Читать дальше →
17 ноября 2013, 22:24

3. ВЕДЬМА ИЛИ КРАСАВИЦА?

Однажды Меджнун проходил мимо жилища, откуда доносилась громкая ругань. Муж и жена, жившие в этом доме, ссорились, и дело уже доходило до драки.
В это самое время жена оказалась у окна. Разъяренная, в неопрятной одежде, с растрепанными седеющими волосами, с руками, скрюченными в бессильной угрозе, она была похожа на ведьму. Меджнун посмотрел на нее, и оскорбления застряли у нее в гортани. Искаженное злостью лицо разгладилось, казалось, она забыла все на свете.
Удивленный муж подскочил к окну и, увидев Меджнуна, захохотал, указывая пальцем на свою жену:
– Смотри, безумец, ее когда-то звали Лейлой!
Меджнун же продолжал смотреть на женщину, а она не отрывала от него своего взгляда. Огонь, сверкавший в глазах Меджнуна, как будто перетекал женщине в сердце. Она выпрямилась, провела рукой по волосам, и они упали ей на плечи пышной волной, глаза заблестели, лоб расправился, губы тронула загадочная улыбка. Теперь ее бедная одежда выглядела королевским нарядом.
– Так ты говоришь, что ее звали Лейлой? – переспросил Меджнун оторопевшего мужа.
– Ты разве не видишь, что она и сейчас зовется Лейлой? С кем ты хочешь жить: с ведьмой или с красавицей Лейлой? Твое счастье – в твоих
Читать дальше →
11 ноября 2013, 23:44

11. ИСТОЧНИК ЖИЗНИ



Чтобы завоевать расположение Лейлы, Меджнун искал возможность совершить что-то значительное. Однажды он шел по пустыне, изнемогая от жажды, и встретил старика, сидящего прямо на земле. Когда Меджнун спросил его, где он мог бы найти источник, старик улыбнулся и ответил: «Источник всегда там, где ты».
– Что это значит? – спросил его Меджнун.
– Это значит, что жажда может быть утолена только изнутри, – ответил старик.
– Но тогда зачем нужна вода? – спросил его Меджнун.
– Вода поддерживает и питает все живое. Но жажду утоляет только источник жизни. Этот источник каждый имеет внутри себя. Без него жаждущий будет пить, но не напьется. И старик указал рукой вперед.
Меджнун взглянул и увидел озеро чистейшей воды. К воде припал усталый путник, обожженный солнцем. Он напился воды и отправился дальше. Немного отойдя от озера, он вернулся назад, и снова жадно припал к прохладной воде. Так повторилось много раз.
– Если ты не имеешь в себе самом источника, ты будешь привязан к водоему и никогда не преодолеешь пустыню.
– Тогда как научиться пить из того источника, который насыщает? – спросил Меджнун старика.
– Просто пить из него.
– Из него? Где же он?!
Старик молчал, улыбаясь. Его лицо, рассеченное складками морщин, смуглое и обветренное, было похоже на растрескавшуюся почву пустыни. Его глаза были похожи на искрящиеся под ярким солнцем озера, затерявшиеся в песках. Меджнун утонул в их нестерпимом сиянии.
– Просто пей, – повторил старик.
– Я пью! – засмеялся Меджнун.
Он действительно забыл о давно мучавшей его жажде, глядя в глаза старика.
Он перестал чувствовать палящий зной полуденного солнца и обжигающий лицо ветер, бьющий в глаза острыми песчинками.
– Удивительно, отец! – воскликнул Меджнун. – Я пью из твоих глаз. Но не должен ли я буду каждый раз возвращаться к тебе, чтобы снова и снова пить из них?
– Сначала ты пьешь оттуда, где ты увидел этот источник. Но потом ты открываешь его в себе и понимаешь, что он всегда с тобой. И тогда другие смогут пить из
Читать дальше →
2 июля 2013, 23:55

Суфийская притча. 1001 день.


Некто собирался в ученики к суфию, и его предупредили:
— Ты должен будешь ответить на вопрос. Если ты дашь правильный ответ, он возьмёт тебя в обучение на три года.
Вопрос был задан и ученик, поломав голову, выдал ответ. Представитель учителя удалился и через несколько минут объявил, что ответ верен.
— Теперь ты должен удалиться и ждать 1001 день. После этого ты можешь явиться и получить Учение.
Соискатель был польщён. Он поблагодарил представителя и спросил:
— А что было бы, если бы я не ответил?
— О, в этом случае вы были бы приняты немедленно!
14 июня 2013, 19:40

Единый стандарт

Если вы взглянете на наиболее частые причины, которыми женщины, по общему мнению, объясняют, почему им чего-то хочется, вы немало удивитесь, сравнив их с объяснениями «менее легкомысленных» желаний. В левой колонке — список причин или оправданий, приводимых женщинами; справа приведены взятые из моей переписки примеры причин, которыми люди объясняют, почему они должны учиться быть суфиями:
1. Это поднимает мне настроение. 1. Я хочу быть счастливым, достичь полноты
2. Это из Парижа. 2. Это с Востока
3. У всех это есть. 3. Все имеют право на знание
4. Этого ни у кого нет. 4. Это редкое знание, для избранных
5. В перспективе это все равно окажется дешевле. 5. Возможно, это трудно, зато более реально
6. Это ни на что не похоже. 6. Это ни на что не похоже
7. Я так долго ждала этого. 7. Я ждал этого всю жизнь
8. Мне это нравится: значит это то, что мне нужно. 8. Что-то подсказывает мне, что это и есть истина
9. Я всегда хотела этого… 9. Такая потребность всегда жила во мне

Несомненно, что желание украсить себя, равно как и поиски более тонкого «духовного» удовлетворения, в этих случаях являются разновидностями жажды потребления.
Суфии осознают, что эта стадия должна быть пройдена. Чтобы выйти за пределы такой стадии стяжательства, человеку может понадобиться сперва достичь ее, осознать и затем отказаться от нее. Вот три полезные темы для размышления, которые подходят для описания этого состояния и его преодоления:
1. Если я поклоняюсь Тебе из желания Рая, лиши меня Рая; если я поклоняюсь Тебе из страха перед Адом, ввергни меня в Ад (Рабия).
2. Осел, на котором ты подъехал к дому, не годится, чтобы войти в дом.
3. Сначала раскайся, потом раскайся в своем раскаянии
Читать дальше →
11 июня 2013, 11:30

Всадник и змея

Некий всадник, проезжая однажды по дороге, издали увидел, как маленькая ядовитая змея вползла в раскрытый рот спящего на земле человека. Всадник понял, что если несчастному позволить спать дальше, то яд наверняка убьёт его. Подхлестнув своего коня, он в одно мгновение оказался возле спящего и что есть силы стал стегать его кнутом, пока тот не вскочил на ноги с вытаращенными от страха глазами. Не давая ему времени опомниться, всадник погнал его к дереву, под которым валялось множество гнилых яблок, и заставил его их есть, потом ударами кнута пригнал его к реке и приказал пить воду большими глотками.
Человек то и дело пытался удрать от мучителя.
— Что я тебе сделал, о враг рода человеческого?! — стонал несчастный, захлёбываясь водой. — За что ты так издеваешься надо мной?
Но всадник был неумолим. До самых сумерек он истязал человека, и, в конце концов, тот, теряя сознание, упал на землю, его стало рвать, и вместе с гнильём и водой он выплюнул змею.
Спасённый человек сказал всаднику:
— Если бы ты сразу объяснил мне, в чём дело, я принял бы твоё лечение с большой охотой.
— Если бы я рассказал тебе всё с самого начала, ты бы мне всё равно не поверил, или тебя сковал бы страх, или ты убежал бы, или, наконец, снова заснул, ища забвения, и тогда было бы уже слишком поздно.
Сказав это, таинственный всадник пришпорил коня и ускакал
Читать дальше →
9 января 2012, 00:46

Учитель и ученик

— Для Учителя не может быть больше или меньше любви. Для него самое начало и конец— одно и то же; это замкнутый круг. Его любовь по отношению к ученику не возрастает. Для ученика, конечно, всё это происходит совсем по-другому; ему предстоит завершить полный цикл. По мере продвижения ученик ощущает, что Мастер становится всё ближе и ближе. Но Мастер не становится ближе; он всегда был рядом, только ученик об этом не знал. Бхаи Сахиб
— Бога нигде нет. Бог может быть познан только в Мастере. Растворяясь в Учителе, ты узнаешь Бога. Для тебя важен лишь Учитель. Только Учитель. Божественный Мастер завершен во всех отношениях. Просто уподобляясь ему, ты обретаешь полную завершенность. Бхаи Сахиб
— Когда искренний ученик становится послушником мастера, сопровождает его и обучается у мастера подобающему поведению, духовное состояние перетекает от мастера к ученику, как один светильник зажигает другой. Речь мастера воздействует на глубинные аспекты психики ученика, так что слова мастера становятся сокровищницей духовных состояний. Состояние передается от учителя к ученику благодаря тесному общению и тому, что ученик вслушивается в слова учителя.Всё это относится только к такому ученику, который препоручил себя наставнику, отринул желания «Я» и, отказавшись от собственной воли, растворился в учителе. Абу Хафс ал-Сухраварди
— Люди полагают, что шейх должен совершать чудеса и демонстрировать свою просветленность. Между тем от учителя требуется лишь обладать всем тем, в чем нуждается ученик. Ибн Араби
— Успех влюбленных зависит от их любви к духовному наставнику, от любовного служения ему, от молитв за наставника и услуг, оказанных ему.
Любовь к учителю, возникающая глубоко во внутреннем бытии ученика, подобна реке, текущей во внутреннем бытии наставника.Поистине, обильный поток щедрот духовного учителя выплескивается на ученика.Течение щедрот ослабевает или усиливается соответственно любви ученика к наставнику.
Короче говоря, ученик должен любить учителя подлинной, искренней и нелицемерной любовью. Следует понять, что существует путь от сердца к сердцу. Поэтому ученикам воздается сторицей за их любовь и привязанность к наставнику — той благодатью, которую они получают от учителя. Это утверждение прошло испытание временем и является основой практического постижения. Шейх Музаффер
— Дервиш подметал двор. Абу Са’ид заметил его и сказал: «Будь подобен комку пыли, что катится впереди метлы, а не камню, остающемуся позади».
Нужно быть подобным пыли, у которой нет собственной воли и которая следует туда, куда ее гонит метла (духовный наставник), а не уподобляться камню, который настаивает на своем и противоборствует указаниям наставника. Абу Са’ид ибн Аби-л-Хэйр
— Наибольшая опасность, с которой сталкиваются ученики «великих» учителей, состоит в том, что они склонны боготворить учителя, но не живут соответственно тем принципам, которые он провозглашает. Джами
15 февраля 2016, 00:08

Опыт через наблюдение

«Вы получаете опыт через наблюдение опытного человека или даже через нахождение рядом с этим человеком. Его способ делания чего-либо и даже его знание могут быть переданы кому-то еще, особенно если учащийся действительно хочет получить это и не ожидает чтобы сначала его обучили теоретически.
Я даже зайду так далеко, что скажу, что каждый знает это в глубине себя. Это часто приводит к подходу, который состоит в поиске, окружении себя уважаемыми и влиятельными фигурами, попытках проводить время с ними, и даже к подражанию им в малейших деталях.
Именно по этой причине суфии практикуют упражнение „собхат“ (товарищество), находясь в обществе выдающихся людей.
Логические и схоластические методы изучения, великолепные, когда применяются сами по себе или как привычка, к которой человек привязан, прерывают этот способ обучения (собхат) и предотвращают его настолько, насколько они же и эффективны в своей собственной области применения.
Именно поэтому мудрец часто ищет т.н. „невинных“, чтобы их обучать. Потому что те, кто интенсивно стараются научиться, могут использовать только те способы, каковым они были научены в школе или дома, которые препятствуют пути возможного обучения, для которого почти все мы снабжены.
Это одно из значений фразы „учиться как учиться“ и похожих советов, даваемых студентам в древних традиционных школах».
Идрис
Читать дальше →
9 ноября 2013, 20:29

Джалаладдин Руми. Я и Ты

Хозяин дома, слыша громкий стук,
«Кто?» – вопрошает. – «Я, твой близкий друг!»

«Ступай же прочь, неверен твой ответ:
Двум „я“ за этой дверью места нет!

По миру странствуй в скорби и тоске,
Очистись – и вернешься налегке,

Познав пути сокрытые свои,
Где „я“ сгорает в пламени любви!..»

И тот ушел, огнем любви томим,
И образ Друга реял перед ним.

Он испытал немало горьких бед,
Немало миновало зим и лет.

И вот опять раздался громкий стук,
И снова вопросил незримый Друг:

«Кто?» – И в ответ из внешней темноты
«Открой, – раздался голос, – это Ты!»

И Друг сокрытый двери отворил,
И в сердце странника заговорил:

«Теперь ты понял тайну бытия:
С твоею сутью слита суть Моя.

Ты – это Я. Теперь вопрос решен:
Неразделимы корень и бутон!»

перевод Д.Щедровицкого