имхо, когда мы начинаем говорить о «я» не склоняя, то мы уже имеем все необходимое для того, чтобы понять природу этого явления, а все дальнейшие объяснения нужны разве чтобы пошатнуть веру в реальность содержимого «я» и в конце-концов надо возвращаться к простому факту наличия этого «я» и его постижению. короче, не надо уходить далеко от простого к сложному, а то так практика может завязнуть в воображариуме :)
Я вижу то, что и вы могли бы видеть, здесь и сейчас, если бы не неправильная фокусировка вашего внимания. Вы не уделяете никакого внимания себе. Ваш ум целиком занят вещами, людьми и идеями и никогда не направлен на вас самих. Перенесите фокус внимания на себя, осознайте своё собственное существование. Понаблюдайте за своей жизнью, проследите мотивы и результаты своих действий. Изучите тюрьму, которую вы выстроили вокруг себя по невнимательности. С помощью знания того, чем вы не являетесь, вы придёте к знанию себя. Путь к себе проходит через отказ и отрицание. Только одно не подлежит сомнению: истина — не иллюзия, не продукт ума. Даже чувство «я есть» непостоянно, хотя и является полезной точкой отсчёта. Оно указывает, где искать, но не указывает, что искать. Зафиксируйте своё внимание на этом. Как только вы убедитесь, что не можете сказать про себя ничего определённого, кроме «я есть», и что не являетесь ничем из того, на что можно указать, необходимость в «я есть» отпадёт, и вы оставите попытки дать словесное определение того, чем вы являетесь. Всё, что вам нужно, — избавиться от стремления дать определение самому себе. Все определения относятся только к вашему телу и его проявлениям. Когда эта одержимость телом уйдёт, вы вернётесь к своему естественному состоянию спонтанно и без усилий. Единственное различие между нами заключается в том, что я осознаю своё естественное состояние, а вы теряетесь в своих мыслях.
Когда я слышу: «Перенесите фокус внимания на себя», я начинаю замечать сам факт внимания в режиме онлайн. «Я-есть» для меня — это факт внимания (я), плюс протяженность во времени и пространстве чувства себя (есть). Но внимание же можно назвать моим, может даже больше чем все остальное)
Махарадж просит перенести фокус восприятия на некий объект?! Он же сам всегда твердит, что воспринимаемое не может быть воспринимающим