10 октября 2013, 23:44

Объект, субъект, процесс

«[Медитация] бывает двух видов – сагуна («с гунами» или объектами) и ниргуна (безобъектная). Сагуна – это медитация на мурти (форму или имя божества). Ниргуна – это медитация на реальность своей изначальной высшей Сущности (Параматман).

Самадхи – это союз дживатмы (индивидуального «я») и Параматмана (высшего «Я») без тройственности [знающего, познаваемого и знания]. Самадхи имеет природу запредельного блаженства (парамананда) и чистого сознания (шуддха чайтанья).»

— Шандилья-упанишада (1.72-73)
10 октября 2013, 23:32

Любое Я , даже Я-Атман, Я-Брахман - уже ЭГО!

Два слова об ахамкаре (т.е. эго, или принципе отождествления)

«Брахман спросил: «Что есть Ахамкара (эго)?»

Ахамкара — это примысливание-себя:
Я — в звуке, я — в осязании, я — в форме, я — во вкусе, Я — в запахе, я — господин, я — богатый, я — владыка, Я — вкуситель, я добродетелен; мною сраженный, он убит, Я [сам] буду убит многочисленными врагами и так далее.
Это примысливание-себя и есть Ахамкара»

— Таттва-самаса крама-дипика

Важно заметить, что вообще любая концепция вроде: «я — то-то», в том числе такие как: «я душа», «я Атман», «я Брахман», «я бесконечное Сознание» и прочие, есть порождение ахамкары. Все это не более чем идеи. И одна из них, на уровне концепций психики, ничем не лучше любой другой.
В классической веданте также существует важное понятие «апарокша-анубхути» (непосредственное неконцептуальное постижение), означающее, что Атман (т.е. высшее «Я») постижим лишь через непосредственное переживание, которое достигается упорной садханой (практикой).
Знайте и не забывайте, что когда вы говорите кому-то: «вообще то я не тело, я душа», «я благостный человек», «я вечная джива», «я преданный», «я арий», «я адвайтист», «я йог» и этот список может быть продолжен до бесконечности, то это, безусловно, говорит в вас ваше эго, которое, кстати, является причиной нашего с вами нахождения в сансаре. Такие
Читать дальше →
10 октября 2013, 22:18

О пище для тела, ума и эго (ахамкара)

Санаткумара: Изначально, о Нарада, ты — частица блаженства. Несмотря на то что ты заблудился в джунглях бытия, часть тебя по-прежнему остается счастливой. Она зовет тебя отыскать путь к внутреннему безграничному блаженству и соединиться с ним.
Это побуждение достичь счастья неотступно следует за нами, чем бы мы себя ни занимали. Однако обаяние и искушение мирских объектов столь велико, что мы отправляемся на поиски счастья не внутрь себя, а вовне. Не находя его и пытаясь избавиться от гнетущей душевной опустошенности, мы лишь удваиваем свои усилия в этой погоне за внешним.

Поначалу нас еще согревает свет надежды, и мы радостно устремляемся навстречу призраку счастья. Мы упорно трудимся, надеясь обрести его вместе с желанным объектом. Но как только цель достигнута, ощущение счастья тускнеет. Мы снова не удовлетворены, и поиски начинаются сначала. Гоняясь за иллюзорной надеждой, мы без конца пытаемся найти счастье во внешнем мире.
Каждая неудача — это урок нам, который показывает: во внешнем мире нет и не может быть истинного счастья. Но, увы, мы слишком сильно сомневаемся в ценности неведомого внутреннего царства, слишком боимся утратить интерес к внешнему миру… Страх и счастье не могут существовать вместе. Пока у тебя, о Нарада, нет опыта переживания истинного счастья, нужно поверить опыту мудрецов и свидетельствам священных писаний. Так можно обрести бесстрашие.
Это называется «утвердиться в вере». Пока ты не познаешь истину на собственном опыте, вера будет единственной силой, способной ослабить оковы привязанности к мирским удовольствиям. Вера — это само по себе высокое знание. Только она наполнит тебя бесстрашием, с которым ты преодолеешь влечение к фальшивому блеску мира и откроешь истину там, где нет ограничений.

Нарада: С чего же мне начать?

Санаткумара: Начни с пищи. Ахара шуддхи (употребление чистой пищи) очищает тело. Так же как физическое тело нуждается в хорошей пище, праническое тело требует праническои энергии. Чувства, ум, эго и разум
Читать дальше →
18 сентября 2013, 12:22

Три уровня реальности в адвайта-веданте


Согласно учению Веданты, реальность (сатта) делится на три категории:

• Парамартхика — Абсолютная или Истинная Реальность. В абсолютном смысле реален только Атман-Брахман (Абсолют), который есть бесконечное Сознание и само безначальное Бытие (сат-чит-ананда), который является Основанием и Сутью всего.

• Вьявахарика — феноменальная или условная реальность. К которой относится проявленный мир, иными словами та реальность, в которой вы читаете эти строки.

• Пратибхасика — призрачная реальность. К которой относятся сновидения, миражи и т.д.
Когда мы находимся внутри любого из этих уровней, он представляется нам реальным. К примеру, если мы видим сновидение (уровень призрачной реальности), то воспринимаем сновиденные объекты абсолютно реальными. Однако пробудившись, понимаем, что они всего лишь были порождены нашим умом. Аналогично, внутри сансары (вьявахарика-сатта), сансарные объекты реальны, но на уровне Абсолютной Реальности (Брахман) оказывается, что и они не обладают самостоятельной реальностью, а порождены этим бесконечным Сознанием.

Обратимся к шрути за дальнейшим разъяснением:

«Ибо, где есть что-либо подобное двойственности, там один обоняет другого, там один видит другого, там один слышит другого, там один говорит другому, там один мыслит о другом, там один познаёт другого. Но когда для него все стало Атманом, то как и кого сможет он обонять, то как и кого сможет видеть, то как и кого сможет слышать, то как и кому сможет говорить, то как и о ком сможет мыслить, то как и кого сможет познать? Как сможет он познать того, благодаря которому он познаёт все это? Как сможет он, о Майтрейи, познать познающего?»
— Брихадараньяка-упанишада (2.4.14)


Из этой шлоки вытекают два важных вывода. Первый заключается в том, что феноменальная реальность (реальность множественных объектов) в действительности не является подлинной реальностью, поскольку Абсолютная Реальность совершенно недвойственна. В ней нет места понятиям «ты и я», «это и то», «одно и
Читать дальше →
17 сентября 2013, 23:25

О благоприятности уединения


«Однажды некая дева, оставшаяся дома одна по причине того, что её родственники куда-то ушли, была вынуждена сама принять гостей, пришедших к ней домой просить её о вступлении в брак.

Когда она шелушила рис для приготовления еды в другой комнате, о царь, браслеты из раковин на её запястьях начали звенеть.
Читать дальше →
16 сентября 2013, 23:23

Притча от Свами Джнянананды


Подумайте о детях. Когда они больны, их матери готовят для них лекарство и дают им выпить. Но проблема в том, что детям оно не нравится. Они отбиваются руками и ногами, брыкаются и бьют мать. Если матери всё-таки удаётся сунуть им лекарство в рот, они выплёвывают его. Невежественные люди, отвергающие мудрость, напоминают таких детей. Мудрость и истинное знание никогда не проникают в душу человека против его воли. Их надо долго и упорно искать. Допустим, однажды вы узнали, что на противоположном берегу реки живёт Свами, о котором идут удивительные слухи. Вы хотите любой ценой получить его даршан. Вы отправляетесь в путь, и приходите на берег реки. Однако, переплывать её опасно. На берегу вы видите перевозчика на лодке, и просите его перевезти вас на другой берег. “Хорошо”, отвечает он, “но сначала выбрось свой багаж. Я перевожу только людей, а не грузы”. “Но я не могу оставить свои вещи на берегу. Как я буду жить без них? Я взял в дорогу еду, одежду для холодной ночи, фрукты и цветы для Свами. У меня с собой священные книги, которые я читаю ежедневно. Кроме того, мой багаж не так уж и тяжёл. Слушай, перевозчик, будь благоразумен! Перевези меня с моим грузом. Я щедро оплачу твои услуги”. “Как хочешь” – отвечает перевозчик, “оставь вещи, или я оставлю тебя с ними на берегу. Что ты выберешь – даршан Свами или свой старый хлам?”

— Свами
Читать дальше →
16 сентября 2013, 16:17

Слияние с Богом. Страшна ли утрата своей индивидуальности?


Идея недвойственного единения с Абсолютом и утраты своей индивидуальности, являющаяся ключевой в классической веданте, во многих вселяет страх. Чем обусловлены такие страхи и являются ли они обоснованными? Эти вопросы мы хотим обсудить в данной заметке.
Читать дальше →
8 сентября 2013, 04:46

Шри Рамана Махарши о дхьяне


Как преодолеть вожделение, стяжательство, смятение, гордость и ревность?
М. Дхьяной.
П. Что такое дхьяна?

М. Дхъяна состоит в том, чтобы удерживать единственную мысль и отталкивать все остальные.
П. Что же нужно брать объектом медитации?
М. Всё, что вы предпочитаете.
П. Говорят, что Шива, Вишну и Гаятри одинаково действенны. На чём следует медитировать мне?
Читать дальше →
22 июня 2013, 14:37

Само-актуализация и Реализация. Свами Атмананда

Индийский мистик объясняет с точки зрения веданты западную идею само-актуализации, рассматривая ее как последний этап перед реализацией.

"Само-актуализация и реализация — 1
Свами Атмананда
(В первой части статьи мы поймем что значит само-актуализация, и во второй части более глубоко рассмотрим значение и следствия само-реализации).
Слово «само-актуализация» было использовано впервые доктором Абрахамом Маслоу (1908-1970) в его книге «Мотивация и личность» (1954). Это слово стало очень популярным в кругах менеджеров. Это часть его теории для понимания того, что мотивирует человека делать то, что он делает. Это одна из наиболее известных и общепринятых теорий мотивации. Помимо теории Маслоу о иерархии нужд, другие известные теории мотивации таковы — «Теория Х и теория У» МакГрегора, теория мотивации-гигиены Херзберга, теория «Мотивов достижения, взаимодействия и силы» Мак Клелланда, теория ожидания Виктора Врума, психологический подход Стантона, модель четырех типов личностей и т.д.
Современные руководители берут лучшее из всего, и в большинстве своем следуют интегральному подходу, и гипотеза Маслоу занимает важное место в их подходе.
Само-актуализация (СА) подразумевает стремление стать тем, кем человек естественно может стать, и само-актуализированная личность уважается как человек, достигший совершенства, и такие личности редки. Необходимость само-актуализации, по Маслоу, присутствует в каждом. В общем и целом, он определяет пять нужд человека, которые он классифицирует в соответствии с иерархией.
Необходимость в СА стоит на самой вершине иерархии человеческих потребностей. Сначала потребности более низкого порядка закрывают потребности более высокого порядка и потому не видны в каждом человеке, однако, они там есть и проявляются, когда нужды низкого порядка удовлетворены.
Маслоу сформулировал эту концепцию таким образом: «Музыкант должен творить музыку, художник должен рисовать, поэт — писать стихи, чтобы быть во внутреннем спокойствии и гармонии. То, чем
Читать дальше →