Что значит принять данный момент таким, какой он есть, во всей его полноте? Это означает безусильное видение того, что каждая мысль, каждое ощущение или чувство, которое сейчас появляется, уже было принято и включено в присутствующую осознанность — иначе оно просто не появилось бы в том виде, в котором оно уже есть. И это не является деланием, это — видение, то есть простое распознавание того, что является истинным, присутствующим и живым. Это глубокое приятие вовсе не означает, что вы становитесь пассивны, бессильны, неактивны и оторваны от жизненных реалий. Как раз наоборот. Глубокое приятие является источником всего творчества. Из глубокого приятия естесственно проистекает «совершенное действие» (как говорят буддисты). Это жизнь без центра.
То, что ты есть никогда не страдает, даже посреди боли, никогда не боится, даже посреди страха и никогда не желает чего-то большего, чем то, что есть и так как есть. То, что ты есть не заинтересовано ни в просветлении, ни в богатстве, ни в успехе, для него не существует истории о себе, как о ком-то непросветлённом, жалком или бесперспективном. Всё страдание существует для мнимого «я», всё страдание — это история обо «мне», всё страдание — это по сути своей сопротивление данному моменту. Но то, что ты есть не может сопротивляться таким же образом, потому что оно ЕСТЬ всё, что появляется, включая всё то, что «тебе» не нужно или не нравится. Поэтому данное послание не отрицает человеческое страдание, оно указывает на возможность конца этого страдания ровно там же, где оно и начинается — здесь и сейчас.
Простое исследование: мысли приходят и уходят. Являетесь ли вы мыслями, которые приходят и уходят? Ощущения появляются и исчезают. Вы — эти ощущения? Звуки, чувства, запахи — танец. Являетесь ли вы этими звуками, чувствами, запахами? Продолжайте смотреть: у вас есть хоть какой-нибудь способ действительно отделить то, чем вы являетесь от этих мыслей, ощущений, чувств? Есть ли хоть какой-то зазор между тем, чем вы являетесь и тем, что появляется? Или есть только близость со всей жизнью? Не отвечайте сразу «да» или «нет». Не обращайтесь к уму (мыслям) за ответами — ум приходит и уходит. Смотрите на то, что действительно происходит.
Жизнь здесь для того, чтобы разбивать ваше сердце снова и снова — до тех пор, пока вы не поймете, что разбитое сердце — это тоже жизнь. И тогда ваше сердце больше не может быть разбито. И не может быть собрано обратно. Тогда вы стоите перед жизнью полностью обнажённым, мгновение за мгновением, зная, что может произойти что угодно и чем бы это ни было — всё в порядке, даже посреди совершеннейшей опустошённости, которая, конечно же, есть опустошённое совершенство. Это свобода за рамками слов.
Океан не воюет со своими волнами. Не существует волны, способной поставить под угрозу тотальность Океана. Свет не воюет с темнотой — темнота не может чем-то угрожать свету. Сознание ни с чем не воюет. Оно ничему не противится — оно не является противоположностью чего-либо — только мысль видит противоположности. Всему дозволяется возникнуть и раствориться в огромнейшем, океаническом, открытом пространстве, которое есть вы, точно также, как всем волнам дозволено подниматься и ниспадать в Океане, который остается непобеспокоенным, всегда. Волны могут подниматься и обрушиваться, но в глубинах Океана — тишина. Тишина и знание.
«Где мой настоящий Дом? Когда же закончится моя боль?» — спрашивает истосковавшийся по дому искатель. «Ты уже дома», отвечает Жизнь, «даже среди всей твоей боли». «Но я не вижу этого прямо сейчас!», отвечает ищущий. «Конечно не видишь», говорит Жизнь. «Так и перестань пытаться увидеть это в будущем. Просто расслабься в переживании текущего момента, заключающегося в том, что ты не можешь увидеть. Распознай, что ты Дома — даже когда пребываешь в этом ощущении тоски по Дому, даже в этой растерянности, даже в этих неудачных попытках избежать текущего момента. Для кого появляется это всё прямо сейчас?»
Когда я не распознаю кто я есть, я обращаюсь к миру в поисках завершённости чего-то под названием «я», и я отвергаю всё, что воспринимаю как угрозу этой завершённости. Другими словами, в надежде на будущее избавление, я иду войной против текущих переживаний. Но в распознавании себя как бескрайнего открытого пространства, которое безусловно охватывает все формы, присутствует видение того, что мир не может завершить меня — но теперь он также не может сделать меня незавершённым. И вот, наконец, я свободен бесстрашно любить проявленность вещей, таких какие они есть, а не таких, какими я хотел бы, чтобы они были — и я обнаруживаю подлинную завершённость как текущий момент — в точности такой, какой он есть.
Идеи о себе приходят и уходят. Ты думаешь, что просвётлен, ты думаешь что не просветлён. Хорошо. Ты думаешь, что ты знаешь всё, ты думаешь, что не знаешь ничего. Хорошо. Ты думаешь, что ты учитель, ты думаешь, что ты студент. Хорошо. И все эти идеи просто проплывают мимо, подобно листьям на ветру, подобно облакам в небе. Что остаётся?
***
Как принять жизнь? Прежде всего осознайте, что это невозможно. А затем обнаружьте, что жизнь, проявляющая себя как данный момент, уже принята такой, какая она есть. Это Глубочайшее Приятие проникает за пределы дуальных противоположностей принятия и не принятия.
***
Все мысли, воображения, все идеи о себе в этом мире, все суждения — хорошие и плохие, все воспоминания — приходят и уходят в огромном открытом пространстве, которое есть вы, которое само не является ни мыслью, ни воображением, ни идеей, ни суждением, ни воспоминанием. То, что вы есть охватывает все формы, которые проплывают здесь, уплывают отсюда.
Приятие — это не что-то, что вы «делаете» — хотя так может казаться на первый взгляд. Можно лишь обнаружить, что каждая мысль, каждое ощущение, каждое чувство появляются в данном моменте уже будучи принятыми осознанностью — не потому что осознанность решила «принимать» всё, а потому что каждая возникающая форма неотделима от этой осознанности. На глубочайшем уровне вы уже сказали ДА тому, что возникает прямо сейчас.
Является ли личность «иллюзией»? «Существует» ли она? Давайте посмотрим на то, что в действительности означают слова «иллюзия» и «существование».
Иллюзия — от ст. франц. illusion — «насмешка,» от лат. illusionem — «насмешка, шутливость, ирония,» от illudere — «насмехаться,» от лит. ludere -" играть", «быть в игре», ludicrous — «смехотворный». Смысл слова иллюзия как «обманчивая видимость» развивался в английском языке с 14в.
«Иллюзия» просто означает «игру» или «обманчивую видимость» — а не что-то несуществующее.
Личность, «я» является иллюзией вовсе не потому, что не существует, а потому, что не существует как то, за что мы её принимаем. Вы не то, что вы думаете о себе. «Я» кажется твердым и отдельным «предметом» в центре жизни, отдельным существом, управляющим своей жизнью — таким же образом кажется, что есть волна, отдельная от океана — но после исследования эти предположения рушатся. «Иллюзия» видится насквозь — волна неотделима от океана.
Теперь могло бы также помочь внесение немного большей ясности в то, что фактически означает слово «существование». В прошлом я обычно использовал это слово, не понимая, что оно фактически означало. Буквально оно означает «выделятся» (ex-sistere).
Волна «выделяется» из океана? Да, она возникает и нет — она не выделяется в действительности, потому что волна — это океан. Всё зависит от того, под каким углом вы смотрите на вопрос. Оба ответа верны, и оба не верны. Волна, кажется, существует и не существует — она не существует ОТДЕЛЬНО от океана. Если у неё есть существование, то её существование неотделимо от целого. (И вместо слова «океан» вы можете использовать слова: сознание, бытие, жизненность, источник, пустота, цельность, ничто.....)
Если вы не умеете обращаться с парадоксом, пора вам выйти из недвойственной кухни! ;)
Таким же образом «личность» (история меня) существует только как история. Я никогда, никогда не находил Джефа за пределами возникающей в настоящем моменте истории о Джефе. Джеф не таится где-то на заднем плане — история Джефа появляется и исчезает как история.
История Джефа не возникает ДЛЯ Джефа — это было бы ещё одной историей!
Читать дальше →