26 декабря 2013, 00:12
Русская адвайта (В.Филатов Эссе 3)
То, что я хочу сказать вам, является поразительно простым – если только слушающий полностью отсутствует.
(Рамеш Балсекар)
Две противостоящие друг другу истины способны породить тысячи видов лжи.
Адвайта — это учение, возникшее на основе Вед — откровений, записанных мудрецами древней Индии. Главное положение этой философии следующее: «Брахман (абсолютное сознание) реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же». Всё, что есть — это сознание, поэтому нет никакого практикующего и ничего, что нужно было бы практиковать, нет никакого ищущего и ничего, что нужно было бы искать. Глубокое постижение этого факта есть «пробуждение». В буквальном смысле «адвайта» означает «не два».
В западной традиции исторически сложилось понимание необходимости выбора одного из двух зол: или-или. Именно так — «Или-или» — озаглавлено основное сочинение Кьеркегора, что сослужило великому датчанину плохую службу, поскольку копенгагенские мальчишки постоянно преследовали чудаковатого философа на улицах, издевательски крича ему в спину: «Или-или!» И действительно, человек западной культуры постоянно находится перед лицом какого-нибудь выбора: материализм или идеализм, добро или зло, ум или глупость, любовь или ненависть, рай или ад, бытие или небытие, и т.п. Восточная традиция в этом отношении более многовариантна и, в хорошем смысле, более терпима. Безоговорочной дилемме «или-или» здесь предпочитается параллельное распространение многочисленных и разнонаправленных интеллектуальных моделей («и это, и то, и многое другое...»), включая совмещение несовместимого, наподобие злого добра и доброго зла. На самом деле, ведь на свете столько зла — к чему же выбирать всего лишь из двух его вариантов? В древности в Китае одновременно распространялись среди различных сословий и в разных исторических областях конфуцианство, даосизм и чань-буддизм. Что касается учения Конфуция, то оно благополучно пережило гонения в эпоху императора Цинь Ши-хуанди, проникло в Японию, где
Читать дальше →
(Рамеш Балсекар)
Две противостоящие друг другу истины способны породить тысячи видов лжи.
Адвайта — это учение, возникшее на основе Вед — откровений, записанных мудрецами древней Индии. Главное положение этой философии следующее: «Брахман (абсолютное сознание) реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же». Всё, что есть — это сознание, поэтому нет никакого практикующего и ничего, что нужно было бы практиковать, нет никакого ищущего и ничего, что нужно было бы искать. Глубокое постижение этого факта есть «пробуждение». В буквальном смысле «адвайта» означает «не два».
В западной традиции исторически сложилось понимание необходимости выбора одного из двух зол: или-или. Именно так — «Или-или» — озаглавлено основное сочинение Кьеркегора, что сослужило великому датчанину плохую службу, поскольку копенгагенские мальчишки постоянно преследовали чудаковатого философа на улицах, издевательски крича ему в спину: «Или-или!» И действительно, человек западной культуры постоянно находится перед лицом какого-нибудь выбора: материализм или идеализм, добро или зло, ум или глупость, любовь или ненависть, рай или ад, бытие или небытие, и т.п. Восточная традиция в этом отношении более многовариантна и, в хорошем смысле, более терпима. Безоговорочной дилемме «или-или» здесь предпочитается параллельное распространение многочисленных и разнонаправленных интеллектуальных моделей («и это, и то, и многое другое...»), включая совмещение несовместимого, наподобие злого добра и доброго зла. На самом деле, ведь на свете столько зла — к чему же выбирать всего лишь из двух его вариантов? В древности в Китае одновременно распространялись среди различных сословий и в разных исторических областях конфуцианство, даосизм и чань-буддизм. Что касается учения Конфуция, то оно благополучно пережило гонения в эпоху императора Цинь Ши-хуанди, проникло в Японию, где
Читать дальше →