14 декабря 2023, 17:10

Ригпа - это НЕ Просветление

После того, как Миларепа передал Гампопе все необходимые наставления по медитации, он добавил: «Теперь вся практика находится в твоих руках». Когда Гампопа отправился в дорогу, Миларепа проводил его и в какой-то момент остановился и сказал Гампопе: «Я передал тебе все учения, но одно наставление я придержал». Гампопа подумал, что ему следует сделать подношение мандалы, и начал готовиться, но Миларепа сказал: «Не надо подносить мандалу. Я тебе дам только это учение...». Затем он повернулся, поднял свою юбку и показал ягодицы. Они были до такой степени покрыты мозолями, что Гампопа не мог различить, что это — плоть, камень или дерево. Дав ему время хорошенько полюбоваться этим зрелищем, Миларепа сказал: «Если ты хочешь достичь совершенства в практике медитации, тебе нужно сидеть так же, как я. Я сидел на твёрдых скалах непрерывно, так долго, что моя задница стала такой же твёрдой, как камень. Ты должен тренироваться с таким же рвением и стойкостью. Это моё последнее наставление». Поэтому недостаточно просто смотреть на то место, где вы стоите, думая, что вы куда-то прибыли. Распознавание пробуждённого состояния ригпа — это ещё не просветление, но путь к просветлению. Вам необходимо развить это осознавание в его полную силу посредством постоянной тренировки.


Читать дальше →
18 июля 2023, 19:51

Познать Абсолютную Реальность через ввод пран в центральный канал

Знаки искусности в работе с каналами, ветрами и тигле

«Три канала могут быть рассмотрены согласно их функции. Кровь, лимфа и бодхичитта циркулируют в рома. Поэтому, если практикующий искусен в работе с тигле, его карма, связанная с физическими действиями, будет исчерпана. Жажда еды закончится, и практикующий будет способен поддерживать жизнь пищей самадхи. Квинтэссенция элементов, а также ветер мудрости, циркулируют в кьянгма. Поэтому, если практикующий искусен в работе с этим каналом, карма, связанная с речью, будет исчерпана, и нужда в одежде закончится. Абсолютный центральный канал обладает природой света. Он — это пустотная, всёпронизывающая открытость (zang thal). Поэтому, если практикующий искусен в работе [по введению] ветра [в центральный канал], карма ментальных действий будет очищена вместе с жаждой питья. Сны закончатся, и практикующий наконец познает абсолютную реальность за пределами двух крайностей: изначальную мудрость светоносности.»

[Йонтен Гьямцо (nyi ma'i 'od zer), третий том комментария на «Сокровищницу Драгоценных Качеств», 322:6-323:3]

©
Читать дальше →
31 января 2023, 01:05

Божественное око_глаз Будды

Уттаратантра_Майтрея_ Арья Асанга. Стих 100-104:
100. Видя в лотосе дурного цвета [статуэтку]
Татхагаты, блистающего тысячами знаков
[совершенства],
человек, обладающий чистым божественным
«оком»,
вынимает еe из «укрытия лепестков лотоса».
101. Также Сугата, видя «глазом» Будды
собственную природу
даже в тех, кто пребывает в [аду] Непрерывного
мучения (Авичи),
освобождает нас от завес,
искренне сострадая [существам] до самого
конца [сансары].
102. Как увидевший божественным «оком»
[cтатуэтку] Сугаты,
скрытую в невзрачном бутоне лотоса, cрывает
[cкрывающие] еe лепестки,
так и Муни, видя в существах природу
совершенного Будды
под «покровами» привязанности, неприязни
и прочих скверн,
из сострадания устраняет эти завесы.
103. Сведущий человек, ищущий мед,
увидев его, облепленный пчелами,
искусно отделяет мед от роя пчел.
104. Так и великий Риши, видя «оком» всеведения
подобные меду дхату – готру, –
[способствует] полному удалению
мешающих им завес, подобных пчелам.
19 декабря 2022, 16:46

Пребывание в Ясном Свете - Абсолютная Бодхичитта.

Махашуньянанта продолжил: «О Учитель, Бхагаван, раз это так, могут ли они расширить свои умы посредством медитации на глубокой тайне Великого Совершенства? Или, даже если они медитируют на Великом Совершенстве, должны ли они развивать бодхичитту какими-то другими средствами? Учитель, пожалуйста, объясни!»
Он ответил: «О сын благородной семьи, это Великое Совершенство является колесницей непревзойденного плода. То, что проявляет великую реальность, пронизывающую всю сансару и нирвану, называется абсолютной бодхичиттой. Только это тебе следует постигнуть. Так называемая измышленная „бодхичитта“, это состояние в котором практикующий воспринимает себя в качестве медитирующего, а других чувствующих существ в качестве объектов медитации. Такое отношение так же ограничено, как и чашка. В просторе Великого Совершенства, изначальной природе великой равностности сансары и нирваны, способ существования основы познается точно так как есть посредством великой, всеведающей изначальной мудрости. Разговоры о бодхичитте большей, чем восприятие великой, всевидящей изначальной мудрости, подобны тому, как будто у вас уже есть вода, а вы все равно говорите, что должны найти воду в другом месте.
Изначально чистая основа, великая реальность, пронизывающая всю сансару и нирвану, это бодхичитта. Не зная этого, просто добро сочувствия и любви, которые родители испытывают к своим детям, это объективированное, концептуальное состояние ума. Опираясь только на это, можно устремиться к благому перерождению, но надеяться, что это приведет к состоянию будды, так же бессмысленно, как надеяться, что сын бесплодной женщины станет домохозяином.»


Читать дальше →
27 ноября 2022, 19:32

Состояние Будды - Ясный Свет

Уттаратантра. Будда Майтрея.
Отдельные строфы:

171. Состояние Будды, названное «естественным ясным
светом»
, подобно солнцу и [ясному] небу;
лишено загрязнений – закрывавших его
«густых облаков» поверхностных
омрачений и завес Знанию;
одарено всеми достоинствами Пробужденного,
постоянно, устойчиво, неизменно.
Оно достигается посредством [двух видов]
Мудрости – недискурсивной
и различающей явления.
172. Состояние Будды не разделимо [на части],
но отличается чистыми качествами,
у которых по сути два [аспекта]:
Мудрость и свобода [от омрачений], подобные
солнцу и [ясному] небу.
173. Ясный свет [этого состояния] не создан,
проявляется неразрывно,
одарен всеми достоинствами Пробужденного,
превышающими числом песчинки Ганга.
174. Завеса омрачений и завеса Знанию
уподоблены облакам,
поскольку не самосущи,
охватывающи и поверхностны.
27 ноября 2022, 17:47

Природа Ума-Ясный Свет скрывается завесами-загрязнениями

Уттаратантра. Будда Майтрея.
Отдельные строфы:
125. Вот из золота отлита большая, совершенная
[статуя],
которая еще пребывает в глиняной
[форме].
Мастер знает о ней и, желая очистить
золотую [статую],
удаляет закрывающую ее извне [глину].
126. Так и [Будда], узрев, что природа [ума] –
ясный свет,
а [заслоняющие ее] загрязнения поверхностны,
устраняет эти завесы в существах, подобных
залежам драгоценностей,
[и они достигают] совершенного Пробуждения.
127. Как мастер, зная о совершенной статуе,
сделанной из чистого, блестящего золота, но
еще пребывающей в глиняной [форме],
удаляет глину,
так и Всеведущий, зная о спокойном уме,
подобном чистому золоту,
устраняет завесы, объясняя Дхарму,
словно разбивая [глиняную форму].
140. Как росток, постепенно прорастая,
пробивает оболочку семени,
так и виˊдение реальности
избавляет от [омрачений], устраняемых
виˊдением.
26 ноября 2022, 16:47

Пустота или Татхагатагарбха?

«Уттаратантра» Будда Майтрея.
Отдельные строфы:

156. Дхату пуст от поверхностных [скверн],
которым свойственна отделeнность [от него],
но не пуст от высших [достоинств],
которым свойственна нераздельность [с ним].

157. Почему же Победители после повсеместной
проповеди:
«Все объекты познания всегда пусты,
подобны облакам, снам или иллюзиям», –
[теперь] изрекли, что [все] существа обладают
татхагатагарбхой?

158. Изрекли для того, чтобы [существа] могли
избавиться от пяти скверн: малодушия, презрения,
ложных представлений, недооценки истинных
достоинств и чрезмерного себялюбия.

159. Истинное во всех отношениях
лишено обусловленного.
[Поэтому] сказано, что омрачения, карма
и их плод напоминают облака и прочее.

160. Омрачения подобны облакам,
карма походит на испытываемое во сне,
а совокупности – плод омрачений и кармы –
подобны магической иллюзии.

161. Разъяснив это, потом [Будда]
для избавления [таких учеников] от пяти скверн,
указал в этом [учении] о высшей духовной
природе:
«[Вы] имеете дхату [Татхагаты]!»

162. Некоторые, кто пока не слышал этого [учения],
проявляют малодушие
из-за скверны самоуничижения,
и бодхичитта у них не зарождается.

163. Некоторые, зародив ее [в какой-то мере],
кичатся: «Я самый лучший»
и презирают
лишенных бодхичитты.

164. У имеющих такие установки
не возникает правильное понимание,
поэтому они лелеют ложные
представления
и не познают истинного смысла.

165. Эти скверны существ нереальны,
ибо искусственны, поверхностны.
Они по сути бессамостны, а достоинства
[татхагатагарбхи] естественно чисты.

То есть, с точки зрения Будды Майтреи, презентация Учения в аспекте «третьего поворота Колеса Дхармы» была нужна лишь для облегчения понимания пути теми, кто, будучи отягощён малодушием, ложными представлениями, чрезмерным себялюбием и тому подобным, не был способен принять истины второго поворота.

Комментарий редактора книги
Читать дальше →
19 апреля 2022, 16:26

Реализация в Дзогчен

Скорейший метод становления Буддой — правильная практика Гуру Йоги с Дзогчен. Существуют две основные практики Дзогчен: трекчо (прорубание) и тхогал (движение по гребню).
Свершив Дзогчен трекчо, вы достигните одного из двух результатов, описанных в тантрах Дзогчен.
Первым результатом является одлу, Тело Света. Такое достижение означает преобразование вашего тела в свет и его исчезновение. Среди мастеров достигших подобного: Вайрочана в Западном Тибете, а также Понг Гонпо и пять поколений его основных учеников в Восточном Тибете.
Вторым результатом является дудрал, Безатомное Тело. Такое достижение означает растворение вашего тела в пустоте и его полное исчезновение. Это может произойти как при свидетелях, так и без. Среди мастеров достигших подобного: Гуру Джунпе в Центральном Тибете и Кхенпо Ачунг в 1998 году в Ньяронге в Восточном Тибете.
Свершив практику Дхармы Дзогчен трекчо и тхогал, вы достигните одного из трёх видов джалу, Радужного Тела, описанных в тантрах Дзогчен.
Первый вид — Великое Радужное Тело. Такое достижение означает прямое преобразование вашего тела этой жизни в светоносное Радужное Тело. Подобное свершили: Будда Шакьямуни в Индии, Падмасамбхава в Непале, Шри Сингха в Индии, Вималамитра в Китае, Еше Цогьял и Джецун Сенге Вангчуг в Тибете, а также многие другие. Те, кто достигает Великого Радужного Тела, сохраняют облик, который они имели в жизни его достижения, пока все существа не станут Буддами.Второй вид — Среднее Радужное Тело. В большинстве случаев упоминания Радужного Тела идёт речь об этом виде. Такое достижение означает растворение тела мастера Дзогчен в радужный свет множества всевозможных форм и цветов, световых сфер различных размеров, лучей и световых лент, вплоть до полного растворения физического тела в радужном свете, после которого не остаётся ничего кроме волос и ногтей. Эти радужные лучи могут проходить сквозь одеяния мастера и сплошные стены. Такое чудесное явление свершения Радужного Тела могут напрямую увидеть даже
Читать дальше →
19 апреля 2022, 16:13

Наставления умирающим йогинам

Следующий подраздел посвящен практическим наставлениям для умирающих йогинов, и касается того, как достичь просветления в момент смерти. В своём тексте Лонгченпа даёт наставления по двум методам, применяемым умирающими в момент смерти, а именно, «внедрение в чистые миры» и «внедрение в Каи и мудрость». Эти наставления даются для буддийских практикующих, причём второй метод относится к самым секретным наставлениям и применяется только практикующими тайный раздел Дзогчена. В тексте «Драгоценная Сокровищница Дхармадхату» Лонгчен Рабджам даёт следующее описание этих практик:
«Практикующие с меньшими способностями достигают освобождения подобно восходящей луне, [встречающейся] с заходящим солнцем Аналогично заходу солнца на пятнадцатый лунный день, неподдельная реализация «выталкивает» наружу обнажённое состояние осознавания умирающего. Подобно восходящей луне, в бардо Дхарматы умирающего встречает восходящая пробуждённость, присутствующая в нас самих. Между этими двумя переживаниями нет промежутка, так что практикующий достигает просветления в обнажённой Дхармакае, не разлучаясь с состоянием реализации этого осознавания. Осознавание изначально чистой Дхармакаи, то есть неподдельная светоносность, появляется в момент прекращения внутреннего дыхания, когда сознание умирающего выходит в пространство. В этот момент растворяются четыре из пяти пран, — элементарные энергии земли, воды, огня и ветра, а оставшаяся прана пространства внедряется в измерение светоносности. Когда осознавание вот-вот покинет тело, умирающий йоги входит в пространство изначальной чистоты, используя прану как носитель перемещаемого сознания. Произнося «ХИК!», его осознавание поднимается из сердца через отверстие Брахмы [на макушке головы], где он представляет своего коренного Ламу или слог «ХУНГ» или ваджр. Таким образом, он или она моментально и беспрепятственно оказывается в Дхармакае.
Что касается «внедрения в Каи и мудрость», то оно осуществляется в позе спящего льва. Умирающий перемещает своё
Читать дальше →