Один из вопросов, заданных Махарши, был провокационным: «Случается ли так, что человек стремится получить психические силы, а достигает самореализации?»
Ответ Махарши преисполнен иронии: «Человек, достигший слияния с Самостью, не обратит внимания на то, что его желания исполнились…»
Отрывок из письма дзэн мастера Сунг Сана.
Этот мир очень забавен. В истинной природе все вещи не появляются и не исчезают. Однако люди говорят, что все подвержено рождению и смерти. Вещи не грязны и не чисты. Однако люди думают, что некоторые вещи являются хорошими, а другие плохими, некоторые являются чистыми, а другие грязными. Вещи не увеличиваются и не уменьшаются. Однако люди создают круги и квадраты, они думают, что какие-то вещи короткие, а какие-то длинные. Это так забавно! Люди привязаны к хорошей и плохой карме, получают счастье или страдание. Прошлое, настоящее и будущее, уход, приход и остановка, восток, запад, север и юг. Это так забавно!
Знаменитый учитель сказал:
«Изначальная природа — это истинная пустота.» Однако вы хотите достичь просветления. Это так забавно!
Отбросьте это! Отбросьте это! Это так забавно!
Что значит «отбросьте это»?
Гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи, сваха!
Голодный ребенок зовет мать. Собака рыщет по округе в поисках пищи. Солнце садится за западными горами, тень от сосны постепенно удлиняется и касается стены.
Искренне ваш,
С.С.
Когда отсутствует ум, жизнь остается движением, но оно не целенаправлено. Вы будете двигаться, вы будете меняться, вы будете подобным реке потоком, но никуда не устремленным, без видимой цели. Совершенный человек живет без всяких намерений; совершенный человек движется, но без какого-либо мотива. Если вы спрашиваете совершенного человека: «Что ты делаешь?» — он пожмет плечами: «Не знаю, просто то, что происходит». Если вы спросите меня почему я беседую с вами, я отвечу: «Спросите цветок, почему он цветет». Это происходит, это не управляемо. Некому влиять на это, эта лодка пуста. Если же присутствует намерение, вы всегда будете несчастны…
Вопрос:
В каждой лекции вы описываете какую-нибудь ситуацию, которая кажется безвыходной, которая захватила нас, в которой мы уже запутались. Мне просто хотелось бы знать, что вы хотите этим сказать. Существует ли какой-нибудь выход?
Ответ:
Видите ли, здесь дело в том, что если мы все время говорим о каком-то выходе, тогда оказывается, что мы заняты фантазиями, мечтами о спасении, об избавлении, о просветлении. Нам надо быть практичными; мы должны рассматривать то, что существует здесь и сейчас, а именно — наш невротический ум. Когда мы полностью ознакомились с отрицательными состояниями своего бытия, тогда нам автоматически становится известно, в чем заключается «выход» из положения. А если мы разговариваем о том, каким прекрасным и радостным будет достижение цели, тогда мы становимся чрезвычайно искренними романтиками; и такой подход к делу становится препятствием.
Надо проявлять практичность. Это как посещение врача во время болезни. Если врач собирается лечить вас, ему прежде всего необходимо знать, что у вас не в порядке. Здесь вопрос не в том, каким здоровым вы могли бы быть; последнее к делу не относится. Если вы скажете врачу что у вас болит, тогда это и будет выходом из вашей болезни. Вот почему первым поучением Будды было учение о четырех благородных истинах. Нужно начать с понимания боли, страдания, дукха. Затем, постигнув существование дукха, мы идем дальше — к причине страдания и к пути, ведущему к освобождению от страдания. Будда не начинал с учения о красоте переживания просветления.
Мы постоянно говорим о мысли и мышлении. Что есть мысль? Смотрели ли вы когда-нибудь на мысль, будучи одновременно подконтрольны мысли; будучи манипулируемым мыслью; используя мысль для достижения чего-либо так или иначе? Вы не можете посмотреть на свою мысль, потому что вы не можете отделить себя от мысли, чтобы на неё посмотреть со стороны. Нету мысли, отличной от вашего знания о мыслях – ваших описаний. И когда кто-то задаёт вам вопрос: «Что есть мысль?» — любой ответ, который вы дадите, это то, что уже было, что уже заложено.., это ответ, который уже был дан кем-то. Вы, посредством комбинации и тасования процесса восприятия и процесса мышления, создали мысли, которые вы называете своими собственными особыми мыслями. Так же, смешивая различные цвета, вы можете получить миллионы промежуточных, пастельных цветов – но в их основе всего семь базовых цветов, которые вы можете найти в природе. То, что вы думаете, это лишь комбинации и перетасовка всё тех же мыслей, — вы создаёте их так же, как вы создавали бы пастельные цвета из основных. У вас есть свои собственные идеи – вы создали их. Это то, что вы называете мышлением. Когда вы хотите посмотреть на мысль, вы смотрите на то, что вы уже знаете о мысли. Нет другой ″мысли″, кроме того, что вы знаете об этом, нет. Это всё, о чём я говорю. И если это понятно, всё дело смотрения на мысли приходит к концу, теряет смысл. Всё, что вы знаете и можете узнать, — это описания, данные другими. И из этих описаний, если вы достаточно умны, вы можете создать собственные описания. Вот и всё.
Когда вы смотрите на объект, информация, которую вы имеете об этом объекте, проникает в вашу голову. Это иллюзия, что мысль – это нечто отдельное от объектов, — на самом деле, это вы, создающий объект. Объект может быть там, но информация об объекте – это всё, что вам доступно. Отдельно от этого знания, независимо, свободно от этого знания у вас нет никакой возможности познать что-либо. Нет возможности узнать что-то прямо. Но когда я говорю «прямо, непосредственно», это не значит, что совсем нет способа узнать вещи, переживать их иначе, чем вы переживаете их сейчас. Информация, знание – это всё, что теперь есть, и всё, что вы переживаете. В действительности, вы не знаете то, что есть.
Точно так же, когда вы хотите узнать что-то о мысли, ощутить мысль, — тот же процесс действует и в этом случае. Нету вне и внутри. Есть только этот обычный для вас процесс – течение знания. Так что вы не можете отделить себя от мысли и посмотреть на мысль. И если этот вопрос отброшен, возникает осознание того, что все ответы бессмысленны, потому что все они — результат приобретения и обученности . Таким образом движение прекращается. У вас нет нужды отвечать на вопрос. Вам не нужно знать что-либо об этом. Всё, что вы знаете, приходит к остановке. Больше нет никакого движения. Оно спадает, и потом на вас снисходит, что любой ответ на вопрос ложен и лишён смысла – ответа нет вообще. Чужие ответы по-прежнему здесь. Вам нечего сказать об этой вещи, называемой мысль, всё, что вы можете сказать, это то, что вы собрали из других источников. У вас нет собственного ответа.
«Изреченная истина есть ложь».
Настоятелем монастыря Кэннин был Мокурай — Безмолвный Гром. У него был любимец по имени Тое, которому было всего двенадцать лет. Тое видел, как другие ученики каждое утро и каждый вечер приходят к учителю за указаниями по сандзэн — индивидуальному наставлению, когда ученику задаётся коан, упражнение для остановки блужданий ума. Тое тоже захотел себе сандзэн.
— Подожди немного, — сказал Мокурай, — ты ещё слишком мал.
Но ребёнок так настаивал, что учитель, наконец, согласился.
Читать дальше →
У Тебя нет СМИРЕНИЯ — Ты САМ ГОРДЫНЯ!
Стоит Тебе сказать слово и ОНО само Гордостью воняет…
Но Тебе не чем помочь!
Только кнут поместит в ЭТО…
Просто МОЛИСЬ, и проси БОГА показать…
Или Делай вид на этом сайте что понимаешь)) не пролезет…
Ты Живешь в ДЕРЬМЕ и называешь это «так удобней»
Ты и малейшего понятия не имеешь о ДХАРМЕ, это индийское слово)))
Тебе совсем нормально оскорблять старших, бухать и курить траву, Ты же Русский, особенный ЧЁРТ
И просветление у Тебя не менее чем от Карла Ренца, немца))) кто гнул Тебя под Сталинградом)))
И Ты ждешь Увеселительной Духовной поездочки)))))))
А когда «подводят под задницу» бежишь словно испуганный мальчик или девочка)))
Тебе просто на другой поезд…
Однажды вечером, когда все уже расходились после собрания, Тетёрка казалась печальной, и Ворон окликнул ее:
— Тетерка, как дела?
— Ах, — ответила Тетерка, — даже не знаю. Я подчас теряю всякий оптимизм. Почему мне требуется так много времени, чтобы понять хоть что-то?
— У каждого на это уходит одно и то же время, — сказал Ворон.
— Некоторые пришли после меня, — сказала Тетёрка, качая головой. — Они задают умные во-просы и в познании, кажется, движутся вперед, а я сижу, сижу и только думаю, что тут происходит.
— Говорят, Будда Шакьямуни до сих пор сидит где-то, пройдя только половину пути, — сказал Ворон.
— Это не внушает оптимизма, — заметила тетёрка.
— Если подумать, пожалуй, нет, — сказал Ворон