В Дзогчене говорится о четырех методах освобождения мыслей :
1. Чер-дрол, «освобожение посредством обнажения (пристальным вниманием)»;
2. Шар-дрол, «освобождение в момент возникновения»;
3. Ранг-дрол, «самоосвобождение»;
4. Е-дрол, «изначальная освобожденность».
Для иллюстрации этих методов Патрул Ринноче использует различные метафоры.
Чер-дрол, освобождение посредством обнажения мыслей, подобно встрече с давно знакомым человеком.
Шар-дрол, при котором мысли освобождаются едва возникнув, подобен змее, развязывающей узлы собственного тела.
А Ранг-дрол, при котором мысли спонтанно рождаются уже в освобожденном состоянии, уподобляется проникновению в пустой дом вора, который не может ничего украсть в силу полного отсутствия предметов.
Так что в этом случае процесс возникновения и освобождения мыслей не причиняет ущерба и не приносит прибыли состоянию созерцания.
Первые три из вышеперечисленных методов касаются процесса освобождения мыслей, тогда как «изначальная освобожденность» — это само состояние Ригпа, которое никогда не было ни чем иным, как только полной изначальной свободой.
С применением метода чер-дрол, «освобожения посредством обнажения», связана еще некоторая деятельность ума; мы обращаем на мысль свое внимание и распознаем ее как мысль. Это подобно встрече со старым знакомым на многолюдной улице чужого города: едва увидев, мы немедленно узнаем его лицо. И хотя этот процесс может быть доведен до некоторого автоматизма, всегда существует небольшой временной интервал между процессом возникновения мысли, осознания ее наличия и распознавания ее как мысли и самим моментом ее растворения.
Такая практика лучше всего подходит для начинающего, но на более продвинутых стадиях этот метод уже является ошибочным.
На следующем этапе мысль распадается в самый момент своего возникновения.
Как сказал мой старый друг, «огогого, ну, это только ты могла заболеть детской ветрянкой!». Действительно, вирус огогого: три дня лежачего дзадзен и плящущие над трупом беспощадные члены семьи, рисующие зеленкой на беспомощном теле черепа, кости, якоря и свои автографы. Это был настоящий праздник жизни: томительных три недели вирусные агенты вели тяжелые подпольные работы внутри моего тела, страдая, но веря в светлое будущее. И вот, наконец-то, свершилось!
Привычки, вкусы, распорядок дня? О чем вы, невидимый паразит полностью поглотил собой мою, как оказалось, довольно призрачную волю. Утром тело безапелляционно укладывали в кровать, ибо у них там тихий час и надо тушить свет, отдыхая и готовясь к новым подвигам. Соответственно, есть тоже никто не просил, а меня и не спрашивали, хочу ли. Ни читать, ни смотреть кино они не хотели, зато мозг то и дело озарялся вспышками гениальных фантастических рассказов, новаторских идей и глубоким пониманием жизни (неужели симбиоз с высшим вирусным разумом!? И почему не дали записать?). Примерно в два часа ночи они просыпались, поднимая тело с постели, и закатывали свой пир, салютуя новыми высыпаниями на коже и довольно грубо посылая меня за сладким к холодильнику (никогда, слышите, никогда не было у меня привычки хомячить по ночам!). Я чувствовала себя то городом, в который въехали новые поселенцы, то праздничным тортом, то безликим инкубатором.
И знаете ли… Получается, что тот, в ком мы живем, он тоже наши желания чувствует и к холодильнику бежит! Ништяяяяк! :)
Интересно, что бы я взял на необитаемый остров?)
Наверно помимо необходимых вещей для выживания ( тобишь источник огня, веревку, нож, плавательные прибамбасы особенно для изучения подводного мира, теплой одежды...) это были бы еще обязательно: музыкальные инструменты. Пусть я и не профи в этом ремесле, но барабан, флейту или гусли я бы точно взял)) Ну, конечно еще обязательно захватил бы помимо книг мастеров современности, еще пару томиков Чехова, Достоевского, Толстого( ох и толстый бы багаж получился). Обязательно взял бы хорошую оптику, наблюдать за местной флорой и фауной. А еще люблю возиться со всякими там декоративными растениями и злаковыми ( заодно и пищей себя обеспечил бы), поэтому обязательно бы в списке были семена разных растений. Конечно, очень хочется чтобы рядом был бы друг в лице (или морде)) собаки ( если «местная» ветслужба пропустит), что бы веселее и интереснее изучать местные пейзажи или просто «поговорить».
Пожалуй про всякие там позитивные настроения, состояние присуствия и улыбку, я говорить не буду… Этого добра на каждом острове хватает)))
Искусство — лишь творчество формы в которую сердце прольёт свою любовь. Только там где любовь чиста и бескорыстна искусство действенно.
Как бы ни была хороша форма, созданная приспособлением инстинктов через упражнение, созерцание такого искусства поднимает только в ту высоту гармонии, до которой дорос сам творец.
Понимая это, истинный творец приходит к внутренней самодисциплине — дисциплине духа. он ставит под суровый контроль всё, что исходит с конвейера его сознания в мир внешний.
Но контроль этот не деспотичный, его сила рождается из ответственности, питаемой глубокой преданностью Высшему Идеалу.
Труженик искусства настолько преисполняется любовью к Высшему, что никакими тенями сознания, рождаемыми низшей самостью, в нём не остаётся места. только двигаясь в этом чистом духовном огне можно достичь сияющих вершин и оставить земле действенную проповедь сердца, возрождающую к Жизни человеческие сердца.
Начав говорить об искусстве как с чего-то узкого и особенного в своём выражении таком как музыка, живопись или литература, поймём, что любая сфера жизни может быть искусством, а вся жизнь человека одним Искусством Жизни, в котором все звенья её гармонии есть одно неразрывное Целое.
Я мог бы стать когда-нибудь бодхисаттвой? Никогда Почему? Потому что нет такой «вещи», нткогда не было и не будет. Это просто название, символ, а не объект. Оно предполагает праджническое функционирование, а не феномен. И это функционирование может действовать через этот феномен? Можешь назвать хоть одну причину, почему нет? Да-степень моего невежества и некомпетентности. Даже твоя темнота не без проблесков! Вот вы могли бы это сделать, но... Возможно-если бы этот «вы» был, но до сих пор я и следа его не обнаружил! Я тоже! Это не мешает никакому из феноменов фунционировать праджнически. Напротив. Значит, даже мы можем передавать праджню? Не существует никакой праджни, которую можно было бы передавать. Но чистое функционирование, о котором мы говорим, тем не менее, также наше. Значит, иногда мы можем вести себя как бодхисатвы? Нет никаких «бодхисаттв», но то, что мы выдаем за эти объекты, может действовать через феномены, которые мы считаем «нами»