1 мая 2015, 02:10

Сегодняшнее просветление — это завтрашняя ошибка

Интервью переведено с согласия авторов специально для журнала «Эрос и Космос». Все права на текст и фотографии принадлежат Хар-Пракаш Хальсе.1

5

Хар-Пракаш Хальса: Вы говорите, что просветление — это драгоценный камень со множеством граней. В таком случае, какое описание просветления вам нравится?

Шинзен Янг: В этом вопросе я обычно опираюсь на своё буддийское образование. Буддизм тхеравады говорит о том, что с начальным переживанием просветления отпадают, уходят три вещи. Очень важно, что это формулируется как процесс исключения; что-то именно отпадает, а не приобретается. Вы не получаете что-то «этакое». Так что просветление — это не ещё одна вещь, которую вы можете получить. И тогда медитацию как путь к просветлению можно описать как подготовку почвы для того, чтобы Природа/Благодать исключила из нас всё то, что должно отпасть.

Эти три вещи, которые уходят, на языке пали называются саккая-диттхи, вичикиччха и силаббата-парамаса. Самая важная из них — это саккая-диттхи. Это восприятие того, что внутри нас есть некая вещь, некая сущность, которая называется «я». Вот это отпадает, уходит.

ХПХ: Когда вы говорите, что «восприятие того, что внутри нас есть некая вещь, некая сущность, которая называется „я“» уходит, подразумеваете ли вы, что это полностью исчезает?

ШЯ: Сложность тут в слове «восприятие». В оригинале используется слово диттхи на языке пали, или дришти на санскрите, что буквально означает «вид» (то, что видится). В этом контексте, диттхи или дришти означает фундаментальную парадигму, концепцию чего либо. Так что восприятие, возможно, это не лучший термин. Скорее, исчезает фундаментальная убежденность в том, что в нас есть некая вещь, которую мы называем собой. Согласно традиционным формулировкам, после просветления эта убежденность уже никогда больше не возвращается. Однако, если под «восприятием себя» мы подразумеваем кратковременные спонтанные попадания в рамки себя-концепции, то это случается с просветленными людьми снова и снова,
Читать дальше →
13 апреля 2015, 13:36

Дракон: о том, как стать в "практику" осознания-явления...

Вопрос: Когда слушаю ваш сатсанг безусильно появляется это видение в котором и «отсутствие» и «присутствие» любого явления слиты воедино и нет никаких желаний и нужд, когда хочу в него стать оно не возвращается, сколько бы усилий не прилагала, почему?! Как же тогда практиковать?!

Ответ: В вашем вопросе уже есть ключ, почему не удается вернуться, это слово БЕЗУСИЛЬНО! Все попадаются в эту ловушку «достижения» того, что всегда уже так. В этом и кроется секрет, пытаясь достичь этого пространства, вы УТВЕРЖДАЕТЕ его отсутствие в данный момент, а это ловушка разделяющего ума. Утверждая, что распахнутое пространство осознания может исчезать, а потом появляться, вы делаете его явлением, объектом и поэтому если и перейдете, то не к нему, а к его описанию. Оно на какое то время оттащит внимание на себя от «избегаемого» явления и покажется, что стало полегче, фиксация не такая уж и сильная, можно передохнуть. Но это обман ума, замещение одного явления другим — в данном случае, ОПИСАННЫМ УМОМ ПРОСТРАНСТВОМ ПРИЯТИЯ ИЛИ ОСОЗНАНИЯ.
То есть, исходя из ложного постулата, что отсутствие этого пространства осознания ВОЗМОЖНО, дальше вы делаете только неверные шаги по его нахождению, которые только усиливают «факт» его отсутствия прямо сейчас. Препятствием же является только одно — это притязание на осознание, как на процесс неким «осознающим» «субъектом», который хочет уйти, но всегда остается! То есть прямо сейчас, в самом омраченном, разделенном видении — это осознание описывается, как процесс, а субъектом становится «я»…
Поэтому чтобы перейти к «практике» распахнутого видения, вам нужно ВКЛЮЧИТЬ «осознающего» в пространство осознания, не отталкивать его, не искать некое пространство, а расслабиться и включить самого осознающего, как некий объект, притязающий на осознание. Сразу произойдет УЗНАВАНИЕ этого пространства, которое не против чтобы в нем находился «осознающий», притязающий на
Читать дальше →
1 апреля 2015, 10:30

Дракон: об исцелении познающей природы...

Вопрос: на сатсангах вы часто говорите о «трезвости ума», «преодолении ментальных фантазий, в том числе на духовные темы», и вот в последнее время заменили это фразой «исцеление познающей природы». Является ли это тем, что называют Пробуждением?

Ответ: Ну, для начала, давайте определимся с познающей природой. Что я называю этим словом, это наша обычная способность к мышлению, описанию видимых объектов, интерпретации, оценкам, выводам. То есть если феноменальный мир явлений условно разделить на ментальные, физические, психические феномены, то это сектор ментальных феноменов. Изначально познающая природа возникла как способность ОПИСЫВАТЬ ЯВЛЕННЫЙ МИР… То есть если человек будет лишен органов чувств, но познающая природа будет здорова, она не сможет развить ни образное, ни конкретно-логическое, ни абстрактное мышление, потому как нет исходного материала — ВОСПРИЯТИЯ ЯВЛЕНИЙ!

Человек ведь почему называется «человек разумный»? Потому что этот навык — способность к мышлению — у него развит более, чем у всех «видов» на Земле. Но именно это и стало его проклятием. Хочется верить, временным. А зачем человеку описывать явления, интерпретировать, оценивать, делать выводы? И здесь есть два направления. Первое: коммуникационное, мы ведь общаемся при помощи слов, которые и есть символическое описание тех или иных явлений, которое можно выражать речью. И второе — это развитие и усовершенствование орудий труда и стремление к комфорту. Размышлять и усовершенствовать орудия труда, улучшать качество жизни – естественно для человека. Это привело к тому миру, который мы видим, где физический труд почти полностью заменен, где есть машины, самолеты, теплые туалеты, одежда и все прочие прелести жизни! Есть, конечно, свои минусы, но они связаны как раз не с этими ЕСТЕСТВЕННЫМИ проявлениями «познающей природы», а с ее заболеванием.

Теперь подробнее о том, что я называю «повреждением познающей природы». Это как раз то, когда она отклонилась от естественного функционирования в
Читать дальше →
29 марта 2015, 09:33

Дракон: об "эго"...

Вопрос: не могли бы вы понятно объяснить что такое «эго»? Встречаются много описаний и так далее а понимания так и нет у меня.

Ответ: проще всего было бы ответить что то, что притязает прямо сейчас на понимание и есть «эго», но это всегда остается не понятым.
Давайте попробую дать очень глобальный и развернутый ответ, чтобы он закрывал все варианты эгоистического сознания.
Для этого немного изменим терминологию и назовем АБСОЛЮТ СОЗНАНИЕМ, то есть это синонимы.
Первый постулат и он един во всех недвойственных учениях: СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО СОЗНАНИЕ, ОДНО БЕЗ ВТОРОГО!
Второй постулат: Все проявление рождается СОЗНАНИЕМ и ЯВЛЯЕТСЯ СОЗНАНИЕМ, хотя выглядит как множество! НО ТОЛЬКО ВЫГЛЯДИТ КАК МНОЖЕСТВО, А ЯЛЯЕТСЯ ВСЕ ТЕМ ЖЕ ЕДИНЫМ НЕДЕЛИМЫМ СОЗНАНИЕМ.
В проявленном мире можно условно выделить такие феномены, энергетические, ментальные, физические, психические.

Теперь переходим к вопросу об «эго»…
Сознание может ОТОЖДЕСТВИТСЯ с любым феноменом проявленного мира, и вот это отождествленное сознание с ЛЮБЫМ аспектом называется «эго», сознание становится «эгоистическим», или узнавшим «себя» как что-то конкретное, ограниченное, и вот здесь происходит ВИДИМОСТЬ фактического разделения на Я и НЕ-Я! Вершиной эгоистического сознания является отождествление сознания с мыслью, именно с мыслью, не с телом, не с миром форм, не с осознанностью, а именно с мыслью. Иногда только этот вариант рассматривается как «эгоизм», но это не так.
Что же такое пробуждение?! Это Сознание которое выходит из всех отождествлений, ПОДЧЕРКИВАЮ ВСЕХ, а не сдвигает отождествление и наделяет реальностью более тонкие феномены… Игра в «отдельность» заканчивается, остается игра в ограниченность в феноменальность, в которой СОЗНАНИЕ СЕБЯ БОЛЬШЕ НЕ НАХОДИТ И НЕ ТЕРЯЕТ… Поэтому пробуждение — это вообще не личный процесс, таковым его видит отождествленное, эгоистическое сознание, типа «я иду к пробуждению», это глобальный процесс разотождествления СОЗНАНИЯ С ФОРМОЙ И БЕСФОРМЕННЫМ, который если
Читать дальше →
25 марта 2015, 00:54

Дракон: о самоисследовании(из книги)

Когда двойственное мышление заражается вирусом «самоопределения», или «самопознания» возникает этот извечный вопрос: «Я — КТО»?! После этого, ответ «кто» может изменяться многократно, от «я есть тело», до «я – все, которое ничто»!.. Но болезнь все еще здесь, до тех пор, пока вообще нужен ответ и возникает этот абсурдный вопрос…

Мало кто понимает, даже из учителей, что само слово «я» в этом вопросе – уже болезнь, уже вирус, а «кто» – это просто симптомы, проявления…Поэтому любые ответы, даже самые продвинутые, – «я тишина», «я покой», «я любовь», «я ничто и все», — это лишь перевод болезни «самоопределения» в абстрактные категории, в изощренные, трудноизлечимые формы… Лекарством, антивирусом служит обратный вопрос «КТО Я», сопряженный с Приятием ТОГО, ЧТО ЕСТЬ!.. Но больные его тоже слышат, как привычное «я кто», и дают самые разнообразные ответы, поэтому здесь без грамотного «доктора» не обойтись…

А ведь этот вопрос совсем о другом, он о том, самом первом «глюке» «Я», которое теперь постоянно ищет самоопределения и подтверждения, через отношения с феноменами и через присвоение функций… Вопрос «КТО Я» указывает на сам «корень» болезни, на того, КОГО ВОЛНУЕТ САМ ЭТОТ ВОПРОС И КТО НУЖДАЕТСЯ В САМООПРЕДЕЛЕНИИ… Это указатель на «ТО», в реальности чего у вас нет ни малейшего сомнения, это «ТО», ради чего весь этот поиск, «ЭТО» самое святое для вас, это «ТОТ», кому вы желаете счастья и радости, кого любите больше всего на свете…

И «ЭТО» УЖЕ ПЕРВАЯ ЛОЖЬ, ЭТО УЖЕ ПЕРВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – МЫСЛЬ «Я»!!! ПОСЛЕ НЕЕ БОЛЕЗНЬ ТОЛЬКО УСУГУБЛЯЕТСЯ И УСИЛИВАЕТСЯ, СТАНОВИТСЯ ВСЁ БОЛЕЕ ИЗОЩРЕННОЙ… Так «Я» превращается в «Я ЕСТЬ», далее в «Я ЕСТЬ ТЕЛО», далее «Я ЕСТЬ ТЕЛО-УМ» и далее, далее, далее…

Разверните внимание, если сможете, и смотрите туда – в само Сердце Реальности, здесь живет самая первая ЛОЖЬ!!! И в ней совсем некому сомневаться, ее вообще некому разоблачать, но это и есть «вирус
Читать дальше →
23 марта 2015, 14:05

Дракон: о просветлении...

Вопрос: Можете ли вы подтвердить мое просветление?!

Ответ: Я вообще не верю в просветленных людей, есть люди, которые находятся в практике «бдительного осознавания», то есть они бдительны и осознанны к мышлению, все возникающие фиксации в мышлении, растворяются или безусильно или с усилием, но никто не может гарантировать, что они закончились, или завтра снова не начнутся. И Нисаргадатта и Адьяшанти говорили об этом, что просто это освобождение от васан длиться очень мало времени и нет вторичного вовлечения, но такие мысли все еще возникают, со вкусом «я»-субъекта, имеющие эмоциональный ответ.
Есть очень простое естественное состояние и оно иногда, все реже и реже, прерывается некой мыслью заряженной реальностью, она приходит и уходит. А вот просветление является как раз одной из таких фиксаций, оно же мое, как не крути! Причем, после первого сатори, единственным, что прекращает практику — является объявление «что все уже завершено», после этого начинается не растворение фиксаций а их избегание, ну и все восстанавливается.
Что касается звания «мастер» — это по-моему просто социальная роль человека который занимается как раз постановкой людей в эту практику, который разбирается как устроено мышление и может объяснить его ходы и предупредить о сложностях в практике. Но даже он никогда не знает, что будет в следующий момент, удержитесь ли вы в естественном состоянии или нет, поэтому после первого «сатори», проблеска естественного состояния, все только начинается, придется стать в практику и растворять(вернее они сами растворяются при выполнении определенных условий и внимательности) все возникающие фиксации. Возможно лет через десять вы скажете что сейчас состояние устойчивое, мысли вообще не возникают(потому как регистрируются мысли только заряженные «я»-сознанием), но никто не знает, что будет через мгновение. Поэтому УЧЕНИЕ дороже любого просветления. Мастера дзогчен, имеющие дело как правило с «выдающимися учениками» и те говорят, что требуется 12-15 лет
Читать дальше →
21 марта 2015, 01:32

Учение

Привет, Друзья!
Я собираюсь описать Учение в тех шагах, как это сделал Иисус в Курсе Чудес, а также провести уместную параллель с Дзог-чен — высшей колесницей буддизма, признающей только саму себя и считающие все прочие — подготовительными. Так и есть. Существует только два вида Учений — подготовительные, которые разминают ум, чтобы он стал удовлетворенным и успокоился, они очень нужны в силу различных фиксаций и отупления нашего интелекта и огрубления нашего сердца. В конечном счете их цель — успокоить ум, очистить немного интеллект, немного раскрыть нашу энергетику! Я пишу «немного» чтобы подчеркнуть — при их важности и неибзежности, они не так важны как кажутся! Они могут стать просто оттягиванием времени от непосредственного и прямого Учения!

Великие Учителя единогласно сходятся во мнении что даже самое высшее Учение не способно вас привести к Богу, Бог неизменно делает последний шаг Сам, и надо сказать, как счастлив Он это сделать, когда Вы готовы! От Вас не так-то много требуется для готовности, вам не нужно Его найти, Он счастливо приходит Сам, туда где Ему предоставили такую возможность! Что же это за возможность, которую необходимо предоставить Богу и что есть единственное, что должна сделать душа или разум? Это фактически очень простое дело, которым вы могли бы заниматься вечно без всякой устали, и были бы при этом счастливы, но из-за недоверия, требуются предварительные Учения, чтобы убедить Вас, что именно в этом и лежит ваше Счастье, хотя если посмотреть трезво это очевидно. Итак, это дело — это расслабление в тех явлениях, которые происходят. Под этим не подразумевается укладываться на диван, а совсем другое особо острое осознание — Есть нечто, что проживет это явление и останется в целости и невредимости, это само Существование, которое не уничтожается собственной реализацией, даже если эта реализация — война или уничтожение тела. Человек боится смерти, небытия, не понимая, что если бы небытие существовало, оно было бы чем-то, что выражается как
Читать дальше →
19 марта 2015, 09:28

Дракон: об Учении "избегания"...

Вопрос:
Вы в последнее время начали использовать термин «избегание», это тоже самое что вы раньше говорили о «неприятии» того что есть?!

Ответ:
Да, это тоже самое, просто ум привыкает к указателю и он перестает работать, его просто не СЛЫШНО, он уже встроен в систему «укрепления разделяющего ума» и используется в привычном русле, поэтому указатели приходится менять, они больше не вызывают ни отклика, ни резонанса, не несут ничего нового и опасного для системы.
Суть Учения «избегания» все в том же — указать на то, исходя из чего разделяющее мышление «стартует» в своих непрерывных поисках «лучшего места», «правильного себя», или истины и реальности!
Это Учение для тех, кто уже сильно «набегался» и каждый раз, забираясь на вершину, падал с нее, прямо лицом об асфальт, оно не для тех, кто еще уговаривает себя в том, что этот путь преодоления куда-то ведет, и не для тех кто ПОКА ВРЕМЕННО, окопался на вершине и зовет туда остальных, потому что здесь комфортнее! Они пока «очарованы», им путь РАЗОЧАРОВАНИЯ(путь когда чары или гипноз уменьшаются, а не увеличиваются)на данный момент не представляется интересным. Это путь вообще в «обратную сторону» — он для сильных, мужественных и честных.
Он направляется вопросом: ЧТО Я В ДАННЫЙ МОМЕНТ ИЗБЕГАЮ?! ЧЕГО НЕ ХОЧУ ВИДЕТЬ?! ЧТО ВО МНЕ ВЫЗЫВАЕТ ПРОЦЕСС ИЗБЕГАНИЯ?! Что является источником этих слов-призывов — НАДО, МОГУ, ХОЧУ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН?!
Или, если говорить очень просто, ОТЧЕГО ЛОМИМСЯ, ТОВАРИЩИ?! И этот путь вообще не рассматривает перспектив, это «путь без пути», потому как все что в основании имеет ложь, на вершине будет иметь ту же ложь, но названную теперь истиной! Эту найденную истину надо будет удерживать и навязывать себе и другим, чтобы она длилась, потому что она «мертворожденная», она рождена из избегания и преодоления и поэтому все омраченные действия здесь, сначала отталкивали «плохое», теперь удерживаем и культивируем «лучшее» состояние.

Когда упадешь в тысячный раз, лицом прямо в грязь…
И возможно,

Читать дальше →
27 февраля 2015, 22:33

Танцующая Пустота (Emptiness Dancing) [1]

«Вокруг вас есть что-то более яркое, чем солнце и более таинственное, чем ночное небо».


Глава 1
Пробуждение (начало)


Целью моего учения является просветление — пробуждение от состояния иллюзии разделённости к реальности Единого. Коротко говоря, мое учение сосредоточено на понимании того, кто вы есть. Вы можете найти другие элементы в этом учении, которые просто возникают как отклик на особые нужды людей в каждом моменте, но в основном меня интересует только ваше пробуждение.

Просветление означает пробудиться к тому, кем вы действительно являетесь и затем этим быть. Осознать и быть, осознать и быть. Одной только реализации недостаточно. Окончательная Самореализация — это быть, что означает делать, осуществлять и выражать то, что вы осознали. Это — очень глубокая вещь, совершенно новый образ жизни — существование в и как реальность вместо жизни согласно запрограммированным идеям, верованиям и импульсам вашего полного сновидений ума.

Истина в том, что вы уже являетесь тем, что ищете. Вы ищете Бога его глазами. Эта истина такая простая и потрясающая, такая радикальная и запретная, что её легко потерять в суете вашего поиска. Возможно, в прошлом вы слышали то, что я говорил, и может, даже вы верите этому, но мой вопрос — поняли вы это всем своим существом? Вы этим живёте?

Читать дальше →