Обнаружить эту пустоту помогает мантра пхат. Сядем или встанем прямо, сосредоточимся, глубоко вздохнем и в полную грудь крикнем: «Пхат!» В следующую секунду ум станет полностью пустым. Через какое-то время нахлынут мысли и ощущения, но в первую секунду мы будем абсолютно открыты и пусты. Мелькание картинок при этом остановится.
Работая с мантрой, мы знакомимся с состоянием пустоты и открытости. Мантра «пхат» — древняя дзогченовская практика, используемая для того, чтобы отсечь отождествление себя с любым из состояний, возникающих в медитации. Это состояния, на которых мы «зависли», включая положительные состояния ясности, прозрачности, блаженства и всесилия.
Смысл практики — перестать привязываться к любому из состояний, выйти за их пределы. Любое из наших состояний окрашивает реальность, тем самым искажая ее. Быть вне состояний означает просто быть, полностью прекратив как негативное, так и позитивное интерпретирование действительности.
— Илья Беляев. «Пространство сознания. Опыт практики». Гл. 12 «Пхат»
—
P.S. Сам практиковал дома, крича шёпотом, чтобы соседи не слышали. Работает и таким образом.
Для того, чтобы практиковать Махамудру, прежде всего следует получить посвящение у опытного Гуру. Цель такого посвящения в Махамудру — помочь ученику осознать просветляющую Пустоту его ума. Только после постижения этого «лишенного содержания» Осознания ученик может правильно практиковать Махамудру.
Для того чтобы практиковать Махамудру, держи расслабленным как ум, так и тело, но без особого усердия делай это; отбросив все сомнения и волнения, оставайся в равновесии.
<...>
Сохранять тело расслабленным не значит полностью отказаться от всех видов деятельности. Действия должны осуществляться, но плавно, расслабленно и спонтанно.
Сохранять ум расслабленным не значит сделать его нечувствительным или тупым. Следует стремиться повышать и оттачивать его способность к ясному осознаванию.
— Учения Тибетской Йоги,
Часть I. Гл. «Пять аналогий в описании переживания Махамудры»
Какие бы идеи ни приходили на счёт «я»-ощущения, лишайте их всякого смысла, не вовлекайтесь, игнорируйте их и возвращайтесь к осознаванию своего «я», помогая себе вопросом: «Кто свидетель этих мыслей?» Какая бы ни возникла мысль в ответ, вам нужна не она, а её свидетель! Свидетель – это «я»-ощущение, держитесь его, отбрасывая всё остальное. Когда «я»-ощущение окончательно опустошится от всего, оно исчезнет! Останется чистая природа ума, без ментальных построений. Только через неё вы можете выйти из круговорота иллюзорных жизней.
В: До этого момента я так и понимал: что достаточно сидения в «я»-ощущении, то есть пребывания самим этим «я»-ощущением, чтобы внимание было полностью им поглощено, и когда оно действительно останется одно и без описаний, «я» и всё, больше ничего нет, тогда источник сам станет явным. Время нужно как раз на то, чтобы чувство «я» осталось одно. Правильно?
О: В этом «месте» мы можем говорить одинаковые слова и фразы, но разное иметь в виду. Мы можем только пытаться говорить об этом, но вы всё равно пойдёте «наощупь». Это похоже на то, как если бы вы всеми силами души пытались проникнуть в самый центр «я»-ощущения и пройти сквозь себя.
Ни о каком теле здесь нет речи, есть только само «я-ощущение». Нужно пройти сквозь самый центр, как бы желая всем существом почувствовать, что там в глубине. Вы сфокусированы на одном безмолвном вопросе: «кто есть я?», отбрасывая все мысли. Ни одна идея или мысль, возникающая в ответ, вас не интересует, потому что это из памяти. Вас интересует состояние новорождённого, который вообще ещё ничего не знает.
Вас отличает от него только то, что он ничего вообще не хочет, а вы хотите проникнуть в свою суть: что вы такое? Что такое «я»-ощущение? Что это за явление – самосознание? Чем больше ум утончается, тем менее вербальным становится вопрос, превращаясь в безмолвное, вопрошающее, абсолютно однонаправленное внимание. Однако, вы не должны перепроверять это, иначе вы отвлечётесь. Вы также не заметите, как дыхание станет почти незаметным и редким. Всё это будет фиксировать сознание, но ваш ум превратился в безмолвное вопрошание: что такое «я»-ощущение? Откуда оно, что это такое?
Вы смотрите на него не со стороны, а как бы пытаясь проникнуть в самую свою суть через его центр. Это уже не что-то внешнее по отношению к наблюдателю, как, например, эмоция или телесное ощущение. Это даже не мысль, это вопрошающее внимание, направленное на наблюдателя, знающего все мысли, на само «я»-ощущение. Ни в коем случае нельзя прикладывать «я»-ощущение к телу, не локализовывайте его, забудьте про концепцию пространства и локальности. Прекратите все попытки определять, описывать, создавать образ «света» или «чувства»!
Из-за того, что на этих «рубежах» отсутствуют все определения и концепции, трудно объяснить этот «последний шаг». Через множество попыток вы сумеете понять интуитивно, что значит искать источник «я»-ощущения через его центр.
Это не геометрический центр, а сущностный. Какова сущность самого «я»-ощущения? Что это такое? Вам не нужно думать о нём, а только сфокусировать весь ум на вопрошающем внимании. Вы не думаете, что вам там нужно делать, куда бежать, чего хватать. Вам не нужны никакие описания, даже не пытайтесь думать об этом! Вам нужно узнать это по-другому, не через ум, но ум должен сфокусироваться на этом безмолвном вопросе. Вопрос и «я»-ощущение как бы сливаются, внимание и «я»-ощущение становятся одним. Вы только держите вопрошающее внимание, вы не ищите ответ, ответ вам даст Бог!
Молитва – это когда вы что-то говорите Богу, а медитация – это когда вы молча, замерев, слушаете Бога. Не смея думать, только безмолвно внимать. Бог – это то, что стоит за «я»-ощущением. Он даст ответ, прямой, настоящий, несомненный, какой может дать только Он один. Но за «я»-ощущение нельзя заглянуть со стороны, только через центр, через саму вашу суть.
Если вы поймёте, что ни одна мысль не должна получить приют, ни один образ или идея, что вы должны остаться только с одним интенсивным вопрошающем вниманием, то у вас есть шанс. Что бы вам ни говорили мысли, вам нужно другое – знающий их. «Я»-ощущение выступает в роли знающего, но что это такое? Вам нужно это узнать во что бы то ни стало! Что есть его источник? Откуда оно взялось? Что там за «материальчик»?
Вы начинаете с удержания ума на «грубом» «я»-ощущении, постепенно отбрасывая все концепции, фокусируясь на одном желании – узнать сущность этого «я»-ощущения. Узнать не через концепции, а напрямую, потому что любая мысль уже вышла из него, а вам нужен сам источник мыслей. Источник мыслей – «я»-ощущение. Но что этот такое? Вот, что вам нужно узнать.
Можно сказать, что это Самость Абсолюта, отражённая в мысли, но это только слова, они ничего не значат. Все концепции времени, пространства, блаженства и прочее отметаются как бесполезные. Они не раскрывают своего источника. Ответ приходит не из ума. Этот ответ сотрёт вас, но вы останетесь. Вам больше нечего просить у Абсолютного Гуру, потому что это больше, чем всё. Узнать ответ от Него – значит стать Им.
Вы получаете такое Знание, которое раньше знания, что вы есть. Это Тот, к кому приходит знание «я есть», но Он раньше его. Даже не думайте о неудаче, потому что это полная глупость и невежество считать, что вы не можете стать тем, чем вы уже являетесь. Тот, кто кроме истины о себе не хочет больше ничего, получит её, остальные – нет. Потому что хотеть чего-то ещё – значит хотеть иллюзии. Фактически, вы узнаёте природу сознания («материальчик» себя), но узнаёте не обычным концептуальным способом, а перестаёте быть чем-то другим.
Если общение происходит в духе борьбы: выяснение отношений — личностных ли друг к другу, или личных отношений к чему бы то ни было, — то это напряжение в сознании.
Внутреннее напряжение не есть покой. То есть не есть счастье.
А если нет напряжений, то нет и усилий. А где их нет — там покой.
”Чем меньше «я», тем больше Я“.
(Мейстер Экхарт. Из книги Д.Е. Хардинга «Жизнь без головы»),
где «я» — эго, а Я — Атман.
«Атман – это состояние без усилий, вечно живой Покой».
(Беседы с Шри Рамной Махарши. Том 1)
… Но истинный Покой, который по Реализации, отличен от того, что до неё. (Так говорят Учителя. А пишущий — пока ещё не разотождествился с умом-телом.)
И как концовка (к которой не раз возвращает память):
Г-н С. С. Коган: Я вхожу в медитацию и достигаю точки, которую можно назвать покоем и настроением созерцания. Каким должен быть следующий шаг?
М. Покой – это Само-реализация. Покой не надо нарушать. Следует стремиться только к Покою.
П. Но я не удовлетворен.
М. Потому что ваш покой является временным. Если он станет постоянным, то будет
называться Реализацией.
Будь всем сердцем благодарен за всё, что преподносит тебе жизнь.
Всё это служит для твоего пробуждения от этого долгого сна заблуждений,
пробуждения к твоему истинному Естеству,
которое так полно жизни и любви.
Скажи спасибо жизни.
Скажи спасибо Богу.
Скажи спасибо самому своему сокровенному существу.
И даже если ты не видишь в данный момент,
за что тут говорить спасибо,
просто продолжай говорить спасибо.
Это изменит вибрацию внутри тебя
и сделает тебя легким и открытым,
полным любви, прощения и радости.
И последнее: не беспокойся. Всё в руках Божиих.
Всё хорошо. Всё хорошо.
Всегда и всему говори – Спасибо! Это простое выражение благодарности, возникающее в Сердце, имеет огромное влияние. Оно очищает душу от суждений, предпочтений, страхов, чувства разделения, конфликтов и даже тоски, возвращая ум в его естественное состояние – в незатронутую Осознанность.
… Или можно удобно сесть, расслабиться, и начать практиковать:
На вдохе — «Я»,
На выдохе — «Есть».
Всё внимание — этому «Я есть» как чувству осознающего присутствия.
Если мышление утихает, нет никаких намерений, поту́г что-либо сделать/не сделать, то будет увидено/осо́знано, как рука сама чешет чешущееся, потирает шмыгающий самостоятельно нос и др.
<...> Когда мы говорим, что знание «я есть» должно уйти, это нужно правильно понимать: должны уйти все окрасы бытия из «я есть». Когда оно остаётся без ориентиров, то переходит в незнание. Это вечное состояние. Оно присутствует и в глубоком сне, но распознать вы его можете только «на границе сознательного и бессознательного», хотя это только указатели, и я надеюсь, что вы правильно понимаете это выражение.
Вы должны понимать, что вы ищите в «тёмной» медитации, что подразумевается под источником самосознания. Под ним подразумевается само самосознание без всех качеств бытия. Когда остаётся сам субъект, без следа объективности, это и есть источник. Именно поэтому вы ищите субъект. Что бы вы ни восприняли, игнорируете это и ищите того, кто воспринял: «я – это кто?»
«Я есть» становится самоочевидным, когда возникает что-то ещё кроме «Я». Само «Я» – это всегда ничто, оно становится известным, только когда возникает что-то ещё, какой-то объективный феномен. Как только возник феномен, «Я» сразу стало известным, но оно уже было там прежде, чем появился феномен, чтобы воспринять его. Но без феномена оно никакое, «Я» – всегда никакое. <...>
— Лакшми. «К вопросам о самореализации, или что такое просветление?»Из главы «Чистое «я есть» и чувство себя»
Вопрос упирается в самоисследование.
Качества приходят и уходят.
Но то, что осознаёт качества, — а значит, не приходит и не уходит во время их прихода, присутствия и ухода (когда ушедшие качества отсутствуют), — имеет ли качества?
«Не цепляйтесь, вот и всё. Мир состоит из колец. Все крючки у вас. Распрямите все крючки, и ничто не сможет вас зацепить. Отбросьте свои пристрастия. Больше нечего отбрасывать. Остановите свою рутинную жадность, привычку всегда ждать результатов, и свобода всей вселенной ваша. Будьте без усилий».
— Нисаргадатта Махарадж «Я есть То»
***
"… Вы говорите: «Я есть это тело. Я есть этот ум. Я есть жертва того, что ум порождает». Вы цепляетесь за всё это. Если вы просто полностью отпустите всё это, то будете свободны.
Теоретически это возможно — мгновенно освободиться. Но я не знаю никого, кто бы это сделал. Но вы можете сделать это в течение месяца, если будете делать. Шесть шагов на протяжении месяца приведут вас прямо к свободе. ..."
Работая с мантрой, мы знакомимся с состоянием пустоты и открытости. Мантра «пхат» — древняя дзогченовская практика, используемая для того, чтобы отсечь отождествление себя с любым из состояний, возникающих в медитации. Это состояния, на которых мы «зависли», включая положительные состояния ясности, прозрачности, блаженства и всесилия.
Смысл практики — перестать привязываться к любому из состояний, выйти за их пределы. Любое из наших состояний окрашивает реальность, тем самым искажая ее. Быть вне состояний означает просто быть, полностью прекратив как негативное, так и позитивное интерпретирование действительности.
— Илья Беляев. «Пространство сознания. Опыт практики».
Гл. 12 «Пхат»
—
P.S. Сам практиковал дома, крича шёпотом, чтобы соседи не слышали. Работает и таким образом.
Вариант
<...>
Сохранять тело расслабленным не значит полностью отказаться от всех видов деятельности. Действия должны осуществляться, но плавно, расслабленно и спонтанно.
Сохранять ум расслабленным не значит сделать его нечувствительным или тупым. Следует стремиться повышать и оттачивать его способность к ясному осознаванию.
— Учения Тибетской Йоги,
Часть I. Гл. «Пять аналогий в описании переживания Махамудры»
Какие бы идеи ни приходили на счёт «я»-ощущения, лишайте их всякого смысла, не вовлекайтесь, игнорируйте их и возвращайтесь к осознаванию своего «я», помогая себе вопросом: «Кто свидетель этих мыслей?» Какая бы ни возникла мысль в ответ, вам нужна не она, а её свидетель! Свидетель – это «я»-ощущение, держитесь его, отбрасывая всё остальное. Когда «я»-ощущение окончательно опустошится от всего, оно исчезнет! Останется чистая природа ума, без ментальных построений. Только через неё вы можете выйти из круговорота иллюзорных жизней.
В: До этого момента я так и понимал: что достаточно сидения в «я»-ощущении, то есть пребывания самим этим «я»-ощущением, чтобы внимание было полностью им поглощено, и когда оно действительно останется одно и без описаний, «я» и всё, больше ничего нет, тогда источник сам станет явным. Время нужно как раз на то, чтобы чувство «я» осталось одно. Правильно?
О: В этом «месте» мы можем говорить одинаковые слова и фразы, но разное иметь в виду. Мы можем только пытаться говорить об этом, но вы всё равно пойдёте «наощупь». Это похоже на то, как если бы вы всеми силами души пытались проникнуть в самый центр «я»-ощущения и пройти сквозь себя.
Ни о каком теле здесь нет речи, есть только само «я-ощущение». Нужно пройти сквозь самый центр, как бы желая всем существом почувствовать, что там в глубине. Вы сфокусированы на одном безмолвном вопросе: «кто есть я?», отбрасывая все мысли. Ни одна идея или мысль, возникающая в ответ, вас не интересует, потому что это из памяти. Вас интересует состояние новорождённого, который вообще ещё ничего не знает.
Вас отличает от него только то, что он ничего вообще не хочет, а вы хотите проникнуть в свою суть: что вы такое? Что такое «я»-ощущение? Что это за явление – самосознание? Чем больше ум утончается, тем менее вербальным становится вопрос, превращаясь в безмолвное, вопрошающее, абсолютно однонаправленное внимание. Однако, вы не должны перепроверять это, иначе вы отвлечётесь. Вы также не заметите, как дыхание станет почти незаметным и редким. Всё это будет фиксировать сознание, но ваш ум превратился в безмолвное вопрошание: что такое «я»-ощущение? Откуда оно, что это такое?
Вы смотрите на него не со стороны, а как бы пытаясь проникнуть в самую свою суть через его центр. Это уже не что-то внешнее по отношению к наблюдателю, как, например, эмоция или телесное ощущение. Это даже не мысль, это вопрошающее внимание, направленное на наблюдателя, знающего все мысли, на само «я»-ощущение. Ни в коем случае нельзя прикладывать «я»-ощущение к телу, не локализовывайте его, забудьте про концепцию пространства и локальности. Прекратите все попытки определять, описывать, создавать образ «света» или «чувства»!
Из-за того, что на этих «рубежах» отсутствуют все определения и концепции, трудно объяснить этот «последний шаг». Через множество попыток вы сумеете понять интуитивно, что значит искать источник «я»-ощущения через его центр.
Это не геометрический центр, а сущностный. Какова сущность самого «я»-ощущения? Что это такое? Вам не нужно думать о нём, а только сфокусировать весь ум на вопрошающем внимании. Вы не думаете, что вам там нужно делать, куда бежать, чего хватать. Вам не нужны никакие описания, даже не пытайтесь думать об этом! Вам нужно узнать это по-другому, не через ум, но ум должен сфокусироваться на этом безмолвном вопросе. Вопрос и «я»-ощущение как бы сливаются, внимание и «я»-ощущение становятся одним. Вы только держите вопрошающее внимание, вы не ищите ответ, ответ вам даст Бог!
Молитва – это когда вы что-то говорите Богу, а медитация – это когда вы молча, замерев, слушаете Бога. Не смея думать, только безмолвно внимать. Бог – это то, что стоит за «я»-ощущением. Он даст ответ, прямой, настоящий, несомненный, какой может дать только Он один. Но за «я»-ощущение нельзя заглянуть со стороны, только через центр, через саму вашу суть.
Если вы поймёте, что ни одна мысль не должна получить приют, ни один образ или идея, что вы должны остаться только с одним интенсивным вопрошающем вниманием, то у вас есть шанс. Что бы вам ни говорили мысли, вам нужно другое – знающий их. «Я»-ощущение выступает в роли знающего, но что это такое? Вам нужно это узнать во что бы то ни стало! Что есть его источник? Откуда оно взялось? Что там за «материальчик»?
Вы начинаете с удержания ума на «грубом» «я»-ощущении, постепенно отбрасывая все концепции, фокусируясь на одном желании – узнать сущность этого «я»-ощущения. Узнать не через концепции, а напрямую, потому что любая мысль уже вышла из него, а вам нужен сам источник мыслей. Источник мыслей – «я»-ощущение. Но что этот такое? Вот, что вам нужно узнать.
Можно сказать, что это Самость Абсолюта, отражённая в мысли, но это только слова, они ничего не значат. Все концепции времени, пространства, блаженства и прочее отметаются как бесполезные. Они не раскрывают своего источника. Ответ приходит не из ума. Этот ответ сотрёт вас, но вы останетесь. Вам больше нечего просить у Абсолютного Гуру, потому что это больше, чем всё. Узнать ответ от Него – значит стать Им.
Вы получаете такое Знание, которое раньше знания, что вы есть. Это Тот, к кому приходит знание «я есть», но Он раньше его. Даже не думайте о неудаче, потому что это полная глупость и невежество считать, что вы не можете стать тем, чем вы уже являетесь. Тот, кто кроме истины о себе не хочет больше ничего, получит её, остальные – нет. Потому что хотеть чего-то ещё – значит хотеть иллюзии. Фактически, вы узнаёте природу сознания («материальчик» себя), но узнаёте не обычным концептуальным способом, а перестаёте быть чем-то другим.
— К вопросам о самореализации, или Что такое просветление?
«Никому ничего доказывать не нужно. Сама необходимость доказывать свидетельствует о том, что ты или не с тем или не то обсуждаешь».
— Вэй Дэ-Хань
Внутреннее напряжение не есть покой. То есть не есть счастье.
А если нет напряжений, то нет и усилий. А где их нет — там покой.
”Чем меньше «я», тем больше Я“.
(Мейстер Экхарт. Из книги Д.Е. Хардинга «Жизнь без головы»),
где «я» — эго, а Я — Атман.
«Атман – это состояние без усилий, вечно живой Покой».
(Беседы с Шри Рамной Махарши. Том 1)
… Но истинный Покой, который по Реализации, отличен от того, что до неё. (Так говорят Учителя. А пишущий — пока ещё не разотождествился с умом-телом.)
И как концовка (к которой не раз возвращает память):
Г-н С. С. Коган: Я вхожу в медитацию и достигаю точки, которую можно назвать покоем и настроением созерцания. Каким должен быть следующий шаг?
М. Покой – это Само-реализация. Покой не надо нарушать. Следует стремиться только к Покою.
П. Но я не удовлетворен.
М. Потому что ваш покой является временным. Если он станет постоянным, то будет
называться Реализацией.
— Беседы с Шри Рамной Махарши. Том 1
Отличная.
Для реализации Безначального — одна из лучших в наставлениях.
~
Нищий духом (устар. и книжн.) — лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый.
— источник
Всё это служит для твоего пробуждения от этого долгого сна заблуждений,
пробуждения к твоему истинному Естеству,
которое так полно жизни и любви.
Скажи спасибо жизни.
Скажи спасибо Богу.
Скажи спасибо самому своему сокровенному существу.
И даже если ты не видишь в данный момент,
за что тут говорить спасибо,
просто продолжай говорить спасибо.
Это изменит вибрацию внутри тебя
и сделает тебя легким и открытым,
полным любви, прощения и радости.
И последнее: не беспокойся. Всё в руках Божиих.
Всё хорошо. Всё хорошо.
– Муджи
— Муджи
На вдохе — «Я»,
На выдохе — «Есть».
Всё внимание — этому «Я есть» как чувству осознающего присутствия.
Если мышление утихает, нет никаких намерений, поту́г что-либо сделать/не сделать, то будет увидено/осо́знано, как рука сама чешет чешущееся, потирает шмыгающий самостоятельно нос и др.
Ссылка
Вы должны понимать, что вы ищите в «тёмной» медитации, что подразумевается под источником самосознания. Под ним подразумевается само самосознание без всех качеств бытия. Когда остаётся сам субъект, без следа объективности, это и есть источник. Именно поэтому вы ищите субъект. Что бы вы ни восприняли, игнорируете это и ищите того, кто воспринял: «я – это кто?»
«Я есть» становится самоочевидным, когда возникает что-то ещё кроме «Я». Само «Я» – это всегда ничто, оно становится известным, только когда возникает что-то ещё, какой-то объективный феномен. Как только возник феномен, «Я» сразу стало известным, но оно уже было там прежде, чем появился феномен, чтобы воспринять его. Но без феномена оно никакое, «Я» – всегда никакое. <...>
— Лакшми. «К вопросам о самореализации, или что такое просветление?» Из главы «Чистое «я есть» и чувство себя»
Вопрос упирается в самоисследование.
Качества приходят и уходят.
Но то, что осознаёт качества, — а значит, не приходит и не уходит во время их прихода, присутствия и ухода (когда ушедшие качества отсутствуют), — имеет ли качества?
— Нисаргадатта Махарадж «Я есть То»
***
"… Вы говорите: «Я есть это тело. Я есть этот ум. Я есть жертва того, что ум порождает». Вы цепляетесь за всё это. Если вы просто полностью отпустите всё это, то будете свободны.
Теоретически это возможно — мгновенно освободиться. Но я не знаю никого, кто бы это сделал. Но вы можете сделать это в течение месяца, если будете делать. Шесть шагов на протяжении месяца приведут вас прямо к свободе. ..."
— Лестер Левенсон – Состояние Свободы (3)
youtu.be/qX2OxIjjVlk
— Алмазная Сутра
Когда же это случится?
… Захотелось создать тему.
Ох уж это «желание быть полезным»…
Хотя память выдаёт: «Благими намерениями выстлана дорога в ад».
… Создам.
Если что — удалю.