8 мая 2016, 18:39

Природа ума

Природа ума

Если спра­шивают: «Что такое ум?» — то можно ответить: «Ум — это именно то, что задает этот вопрос». Ум — это непрекращающийся поток мыслей, которые возника­ют, а потом исчезают. Он обладает способностью оце­нивать, рассуждать, воображать и так далее, и всё это в рамках времени. Но за пределами нашего ума, за пределами наших мыслей существует нечто, называе­мое природой ума, — истинное состояние ума, которое не ограничено никакими рамками. Но если оно нахо­дится за пределами ума, как же нам достичь его пони­мания?

Возьмем пример с зеркалом. Глядя в зеркало, мы видим в нем отраженные образы находящихся перед ним предметов, но не видим природы зеркала. Что же мы имеем в виду под природой зеркала? Мы имеем в виду его способность отражать, которую можно опре­делить как его ясность, чистоту, его прозрачность, являющиеся непременными условиями для проявле­ния отражений. Эта природа зеркала не есть что-то видимое, и постичь ее мы можем единственным обра­зом — через отражения в зеркале. Точно так же мы знаем и можем конкретно пережить только то, что соотносится с нашим состоянием тела, речи и ума. Но именно так мы можем понять их истинную при­роду.

Строго говоря, с абсолютной точки зрения, не су­ществует никакого деления на относительное состоя­ние и его истинную природу точно так же, как зерка­ло и отражение в нем в действительности есть одно нераздельное целое. Однако мы ведем себя так, будто вышли из зеркала и теперь рассматриваем появляю­щиеся в нем отражения. Не осознавая собственной природы, ясной, чистой и прозрачной, мы считаем отражения реальными и испытываем к ним влечение или неприязнь. Таким образом, эти отражения, вместо того чтобы стать для нас средством обнаружения соб­ственной истинной природы, становятся фактором, который нас ограничивает. Мы живем, введенные в заблуждение относительным состоянием, приписывая всему на свете огромную важность.

На языке учения это присущее всем людям двой­ственное состояние, называется неведением. И
Читать дальше →
5 мая 2016, 08:50

Лонгчен Рабджам. "Драгоценная Сокровищница Дхармадхату"


отрывок из третьей главы,
демонстрирующий аналогии пробуждённого ума.


Всеобъемлющий пробуждённый ум содержит в себе всё.
Поскольку нет ничего, что бы он не включал,
Все явления обладают природой пробуждённого ума.

Если пробуждённый ум и может быть показан на примере, то он аналогичен пространству.
Так как ум не является чем-то производным и не имеет причины,
Его небытиё запредельно сфере воображения и выражения.
То, что мы называем «небесным пространством», — это лишь попытка метафорического обозначения.
Если даже эта аналогия не имеет под собой ничего конкретного,
То как вообще можно выразить обозначаемый ею смысл?
Это следует понимать как пример естественной чистоты.

***

Пробуждённый ум подобен солнцу, —
Его природная светоносность никогда не была сотворена.
Он спонтанно и беспрепятственно присутствует, не имея омрачений.
Это неконцептуальное состояние явлений лишено мысленных сложностей.

Его пустотность — это Дхармакая, его ясность — Самбхогакая,
А его лучезарность — Нирманакая; эти три Каи неделимы.
Поскольку просветлённые качества спонтанно присутствуют в совершенстве,
Они не помрачаются мглой изъянов и пороков.
Они едины на протяжении трёх времён без изменений.
Они одинаково охватывают всех существ и Будд.
Это носит название «самосуществующий пробуждённый ум».

Его энергия выражается в чём угодно, —
Как в мыслях, так и в их отсутствии, во всём проявляющемся и существующем во вселенной,
Во всевозможных переживаниях существ.

Хотя все они возникают, ни одно из них не имеет обособленной природы.
Они лишь преходящие, беспочвенные и необоснованные явления,
Которые ясно кажутся, но не существуют как таковые,
Подобно миражу воды, сновидению, эху, волшебству,
Отражению, городу гандхарвов или галлюцинации.
Их следует понимать как временные и случайные явления.

Спонтанно присутствующая природа пробуждённого ума
Обнаруживает себя в непрерывном проявлении иллюзий самсары и нирваны.
Так
Читать дальше →
1 мая 2016, 19:37

Коренной Учитель.



Когда мы говорим об учителе в системе Тантры, то говорим о коренном учителе. Суще­ствует много людей, которые говорят: «Такой-то – мой коренной учитель». И мно­гие люди выби­рают своего коренного учителя на основании его известности, или его особенно изящного стиля.

У меня есть значительный опыт общения с западными практикующими. Многие приходят встре­титься со мной и говорят: «О! Я следую учениям, мой коренной учитель – это X или Y, и я хотел бы, чтобы вы прояснили некоторые моменты, которые я не очень понимаю”.

Если остаются моменты, которые необходимо прояснять, это означает, что у вас нет коренного учителя. Коренной учитель открывает ваши глаза и показывает вам вашу истинную природу. Вы никоим образом не можете принять решение о выборе коренного учителя. Тот, кто открывает вам глаза, кто позволяет вам действительно обнаружить собственное состояние, становится вашим коренным учителем. Обычно люди не знают этого.

Очень важно, чтобы вы обнаружили свою природу, чтобы вы обнаружили своего коренного учителя, чтобы вы обнаружили всё. В учении Дзогчен не существует ничего, о чём мы могли бы принять решение посредством суждения, мы исключительно открываем. Это означает, что необходимо продвигаться конкретным образом, не только
Читать дальше →
1 мая 2016, 08:21

Мантра Праджняпарамита, Сутра Сердца (Запредедельного Знания)


Пять компонентов всего сущего пустыми по-природе он увидел.
Форма есть пустота, пустота же — форма.
Форма неотделима от пустоты, пустота неотделима от формы.
Что форма — то пустота, что пустота — то форма.
Таким образом, чуство, мысленный образ, совокупность мысленных представлений и сознание — пустота.
Поэтому, о, Щарипутра, все «дхармы» имеют признаки пустоты,
Не рождены, неуничтожимы, чисты, неущербны и неполны.
И поэтому, о, Щарипутра, в пустоте нет формы,
Нет формы, нет ощущений, нет мысленных образов, нет их совокупности, нет сознания.
Нет зрения, нет слуха, нет обоняния, нет вкуса, нет осязания, нет ума
Нет формы, нет звука, нет запаха, нет вкуса, нет осязаемого, нет мысленных образов.
Нет элементов восприятия, начиная от зрения и до разума, нет элементов представления, нет элементов осознания самого разума.
Нет знания, нет незнания, нет уничтожения,
В плоть до того, что нет старости и смерти и нет прекращения старости и смерти.
Нет страдания, причины возникновения, уничтожения страданий и пути.
Нет знания, нет приобретения, нет отсуствия приобретения.
Поэтому, о, Щарипутра, благодаря неприобретению,
Опираясь на запредельную мудрость бодхисаттв, он обретает бесприпятственный разум.
Из-за отсуствия препятствий разума
Преодалевший заблуждения, он, бесстрашный, обретет нирвану.
Все Будды, пребывающие в трех временах, на Запредельную Мудрость опираясь, достигли полного и совершенного просветления.
Поэтому следует знать Запредельной Мудрости Великую Мантру, Великого Знания Мантру,
Лучшую мантру, бесподобную мантру,
Все страдания успокаивающую мантру, истинную от
Читать дальше →
29 апреля 2016, 15:22

Лонгчен Рабджам. Драгоценная Сокровищница Дхармадхату


(Отрывок из второй главы, показывающая чистое измерение всего проявляющегося и существующего)

Все иллюзорные вещи, происходящие из нерождённого пространства,
Абсолютно не определены и ничем не ограничены.
Их невозможно определить как «нечто такое», ибо у них нет ни субстанции, ни характерных
признаков.
Их нерождённая природа, необъятная как небо,

Спонтанно присутствует без начала и конца, вне прошлого и будущего времени.

Пробуждённый ум является сущностью всей самсары и нирваны.
Вне рождения, появления и определённости, он спонтанно присутствует,
Не приходя и не уходя куда-либо.
Пространство пробуждённого ума, неделимое на прошлое и будущее,
Распространяется на всё, не возникая и не исчезая.

Таковость Дхарматы не имеет ни начала, ни середины, ни конца.
Её всеобъемлющая природа, чистая как небо,
Находится за пределами прошлого и будущего, начала и завершения.
Она лишена субстанции и характеристик, рождения и прекращения.
Она не приходит и не уходит, и не может быть обозначена как «нечто такое».
Она не нуждается в достижении, усилиях и каких-либо действиях.
В основе таковости нет центра, сторон и измерений.
Эта сфера равностности непрерывна и лишена ориентации.

В силу равностной природы всех явлений
Нет ничего, что бы не находилось в сфере её равностности. Состояние пробуждённого ума, в единой равностности которого равно всё,
Целостно охватывает всё своей открытостью, подобной нерождённому небу,
Ибо состояние равностности непрерывно.

Его всеобъемлющая крепость спонтанно присутствует вне направлений.
Распахнутая крепость изначального пространства не имеет верха, низа и середины.
Крепость нерождённой Дхармакаи заполняет собой всё без ограничения.
Крепость драгоценного таинства спонтанно присутствует без изменений.
Всё проявляющееся и существующее в самсаре и нирване совершенно в изначальной
крепости единой равностности.

На этом бескрайнем основании, распространяющемся во все стороны,
Цитадель
Читать дальше →
28 апреля 2016, 15:03

Лонгчен Рабджам. "Драгоценная Сокровищница Дхармадхату"

(отрывок из первой главы показывающей, что самсара и нирвана не покидают основного пространства)

Воспринимая несуществующее существующим, вы именуете вещи в заблуждении.
В то время как природа самсары и нирваны не имеет опоры и подобна сновидению,
Разве не странно цепляться за их реальность?!

Всё полностью прекрасно, будучи великим спонтанным присутствием.

Поскольку заблуждения никогда не было, нет и не будет,
То «обусловленное бытиё» лишь ярлык, — оно запредельно крайностям существования и
не существования.
Так как никто не заблуждался до этого,
То никто не заблуждается сейчас и не будет заблуждаться в дальнейшем.
Такова реализация изначальной чистоты трёх миров бытия.

Поскольку нет заблуждения, то отсутствия заблуждения нет и подавно.
Великое самосуществующее осознавание спонтанно присутствует испокон веков.
Так как освобождения никогда не было, нет и не будет,
То нирвана тоже лишь ярлык, ибо никто и не освобождался.
Откуда возьмётся освобождение, если никогда не было заточения?
Подобная небу чистота не впадает ни в ограничения, ни в крайности, —
Такова изначально чистая реализация полной свободы.

Итак, какие бы проявления самсары и нирваны ни возникали из энергии осознавания
В распахнутом лоне спонтанно присутствующего пространства,
Самсара и нирвана не ведают существования с самого момента своего происхождения.
Какие бы сновидения ни появлялись в процессе сна,
Они не существуют на самом деле.
Самоосознавание, — колыбель блаженства, всецело охватывает
Великой открытостью своей спонтанной равностности.


Читать дальше →
28 апреля 2016, 08:50

Нагарджуна "Махаяна-Вимшика"

Почтение мудрому, бесстрастному Будде, чьё могущество непостижимо и кто из любви [ко всем существам] учил тому, что невыразимо словами.

С запредельной точки зрения (парама-артха) нет никакого происхождения и воистину, нет никакого прекращения. Будда подобен пространству, а значит и [все] существа отличает единственное свойство.

Нет никакого творения с той или другой стороны. Составленная вещь [просто] возникает ввиду существующего положения и по своей природе пуста – область знания всеведущего Будды.

Все состояния по своей природе считаются подобными отражениям: чистые и покойные по природе, недвойственные, равные и таковые.

В действительности простые люди воспринимают сущность в несущности, и схожим образом [они ошибочно воображают] радость и печаль, безразличие, страсть и избавление.

Шесть [видов] рождения в мире сансары, высшая радость на небесах, и великое страдание в аду [также] отсутствуют внутри сферы Сущего равно [неверны представления о том, что] из неблагоприятных деяний приходит нескончаемое страдание, старость, болезнь и смерть, но что посредством благих деяний безусловно [можно обрести] благую [судьбу].

Как художника пугает изображение демона, им самим нарисованное, так и несведущий [полон] страха в мире.

Как некий безумец, сам заведший себя в трясину, тонет [в ней], так и существа, погрязшие в трясине воображения, неспособны выбраться сами.

Чувство страдания испытывается рисованием бытия в небытии. [Существа] отравлены ядом воображения, что есть и объект и знание.

Читать дальше →
23 апреля 2016, 16:53

О привязанности!..



Мастер дзогчен Чагдуд Толку Ринпоче в поздние годы жизни сделал потрясающее заявление о связи между привязанностью и непривязанностью. Он сказал: «Люди нередко спрашивают меня, есть ли у лам привязанности? Не знаю, как другие ламы могли бы ответить на этот вопрос, но я должен ответить утвердительно. Я признаю, что мои ученики, моя семья, моя страна не имеют изначальной реальности… И всё же я остаюсь глубоко к ним привязан. Я признаю, что моя привязанность не имеет изначальной реальности. И всё же я не могу отрицать своего переживания этой привязанности». И он завершает высказывание следующим утверждением: «Всё равно, зная пустотную природу привязанности, я знаю, что моя мотивация служить во благо сознающих существ должна превзойти это знание».
29 марта 2016, 17:57

Чогьял Намкай Норбу КАК СЛЕДОВАТЬ УЧЕНИЮ ДЗОГЧЕН

Кратко говоря, состояние дзогчен — это наше собственное состояние, но для того чтобы действительно достичь реализации, необходимо следовать учению и практиковать. Многие задаются вопросом, отчего мы не пребываем в покое и тишине вместо того, чтобы делать так много сложных практик? Но на самом деле наша жизнь и так сложна: у нас есть тело, речь и ум, а также все то, что мы называем субъектом и объектом, — у нас есть бескрайнее заблуждение. Чтобы все это преодолеть, недостаточно некоторое время побыть в тишине: мы должны знать, как конкретно работать со своим состоянием. В тибетской пословице говорится: «если на тебя направили большой палец — отвечай большим пальцем, если направили средний — отвечай средним, если указали мизинцем — отвечай мизинцем». Если ответишь на мизинец большим пальцем, то, поскольку большой палец слишком велик, в этом будет несоответствие!
Мы должны знать, как использовать то, что нам необходимо в соответствии с нашим состоянием, поэтому мы не должны себя ограничивать. Те, кто решает следовать учению дзогчен, прежде всего должны принять решение стать полностью свободными, не быть обусловленными
ничем — даже учением дзогчен, учителем дзогчен, методами. Все это полезно и ценно, но не должно нас ограничивать. Прежде всего, мы должны почувствовать себя абсолютно свободными, и, исходя из этого, мы начинаем постигать знание.
Недостаточно просто послушать объяснения или получить ознакомление от учителя, — мы сами должны понять истинный смысл учения, иначе дзогчен может стать разновидностью веры. Вид элегантно одетого учителя, исполняющего некие изысканные ритуалы, может побудить кого-то почувствовать особую атмосферу, испытать сильную «вибрацию», ощутить себя почти что просветленным, но на следующий день человек ровно тот же — ничто не изменилось. Чтобы описать это явление, тибетцы говорят: «Как собачий нос». И действительно, собака, родившаяся с черным носом, может менять шерсть в зависимости от времени года, но ее нос всегда будет оставаться
Читать дальше →