7 апреля 2024, 19:01

Омрачение - это болезнь. А Учение - это лекарство.

Нужно воспринимать своего Учителя подобно врачу.
Нужно воспринимать Учение подобно лекарству.
Нужно воспринимать себя подобно больному.
Нужно воспринимать омрачения в нашем потоке Сознания подобно болезни, которую надо вылечить.
Нужно воспринимать практику Учения подобно методу, благодаря которому можно выздороветь.
Нужно воспринимать спутников на Пути подобно тем, кто помогает нам излечиться от болезни.

Сакья Тридзин
3 апреля 2024, 20:00

Смерть и Просветление. Дуджом Ринпоче

Следите за своим умом, посвятите всю свою жизнь Дхарме, и тогда в момент смерти вам не будет стыдно за себя и не останется чувства чего-то незавершённого. В этом заключается смысл всей практики.
Когда подойдёт время смерти, раздайте все свои деньги и имущество и не цепляйтесь даже за такую малость, как швейная игла. В этот момент наилучшие практикующие наполняются радостью, умеренные практикующие не испытывают страха перед смертью, а посредственные практикующие умирают без сожаления. Если реализация ясного света распространяется на день и ночь, то в этом случае нет посмертного состояния бардо, так как просветление наступает сразу же после разрушения физической оболочки тела. В противном случае, если вы уверены, что освободитесь в бардо, то с вами всё в порядке. Если нет, то вам следует заранее тренироваться в практике переноса сознания (пхова) и во время умирания пустить её в дело, перенеся сознание в желаемую чистую землю, где вы пройдёте остаток пути и достигнете просветления.

Е. С. Дуджом Ринпоче
27 февраля 2024, 23:54

Джово Атиша кратко объясняет весь путь

Когда Атиша прибыл в Тибет, три его ученика – Ку, Нокэ и Дром – спросили его: «Что более важно для достижения высшего состояния Освобождения и Всеведения: следовать наставлениям ламы или же следовать текстам и комментариям?»

Атиша ответил: «Наставления ламы важнее текстов и комментариев».

«Почему так?» – спросили они.

«Даже если вы знаете, что первичная природа всех явлений – Пустота и знаете наизусть Трипитаку, вы будете совершенно отрезаны от Учения, если вы не применяете наставлений ламы во время практики».

Снова спросили ученики: «Пожалуйста, дайте определение [смысла] наставлений ламы. Это просто стремление вершить добрые дела телом, речью и умом и действовать в соответствии с тремя обетами: обетом индивидуального освобождения, обетом бодхисаттвы и тантрийскими обетами?».

«И то, и другое недостаточно», – ответил Атиша.

«Но почему?»

«Хотя вы и соблюдаете три обета, но если у вас нет отречения от трёх сфер сансары, ваши действия лишь увеличат ваши мирские стремления. Хотя вы и стремитесь совершать благие дела телом, речью и умом, непрерывно денно и нощно, но если вы не посвятили этот труд Пробуждению всех, вы кончите бесчисленными ложными помыслами. Хотя вы занимаетесь медитацией и вас считают святым и мудрым учителем, но если вы не оставите восемь мирских дхарм, то, что бы вы ни делали, всё будет служить лишь целям этой (мирской) жизни, и в будущем вы не найдёте правильного пути».

«А что есть высшая цель Учения?» – спросили ученики.

Атиша ответил: «Конечная цель Учения – обладать сущностью Пустоты и Сострадания… Постижение Пустоты избавляет от всех мешающих страстей».

«Но многие говорят, что они постигли Пустоту. Почему же у них остаются гнев и привязанности?».

«Они произносят пустые слова, ибо, если вы полностью реализовали сущность Пустоты, то ваше тело, речь и ум действуют с удовольствием, подобны скользкому, свежему маслу в ячменном супе… Весь Путь включается в эту реализацию».

«Каким образом Вы включаете весь Путь в
Читать дальше →
26 февраля 2024, 18:12

Демоны поворачивают умы чувствующих существ в неверном направлении

«Вред Гьялпо таков, что ваш ум не может расслабиться. Например, если у Вас есть всё, что Вам нужно и всё идёт совершенно правильно, всё же Ваш ум не может быть расслабленным и спокойным. Это чувство, что вы несчастны и несовершенны, и есть разрушительная сила Гьялпо.
Когда вы не удовлетворены чем-либо и потому хотите больше и больше — это уже разрушающая сила Сенмо. Эти два демона очень активны в эти времена вырождения и, поворачивая умы чувствующих существ в неверном направлении, они разрушают окружающую среду, страны и народы.»
Палден Шераб Ринпоче
28 декабря 2023, 17:01

Далай-лама о дэтонг (практика блаженства и пустоты)

В Гухьясамаджа–манджуваджре, «слове из уст Манджушри», тексте по стадии завершения, индийский учитель Буддхашриджняна утверждает, что, благодаря физическим особенностям нашего человеческого тела и составляющих его элементов, мы иногда даже на обыденном уровне естественно переживаем проблески наитончайшего уровня осознавания, которые называются Ясный Свет отсутствия отвлекающей мысли. Это может происходить во время сна, чихания, обморока и оргазма. Хотя здесь и используется бытовой термин, относящийся к сексуальной сфере, речь идет отнюдь не об обычном сексе. В данном случае имеется в виду такое переживание соития с партнером, посредством которого жизненные элементы плавятся в области темени и стекают вниз, после чего силой медитации их поток обращается вверх. Одно из предварительных условий для начала такой практики — это обретение способности воздерживаться от семяизвержения. Извержение жидкости в половом акте считается губительным для духовной практики, особенно согласно комментариям к Калачакратантре. В ней подчеркивается, что тантрист должен удерживаться от семяизвержения даже во сне. Поэтому в тантрах описывается множество способов, позволяющих этого избежать. Это даже строже монашеских правил винаи, где Будда сделал исключение для семяизвержения во время сна. В контексте винаи потеря семени во сне считается чем–то выходящим за рамки сознательного контроля, в то время как в Тантре особо подчеркивается необходимость воздерживаться от семяизвержения во сне.
Чтобы по–настоящему пережить таяние бодхичитты, практикующий медитацию должен породить желание, которое обычно испытывается по отношению к сексуально привлекательному человеку. Силой такого желания можно расплавить элементы тела, что и приведет к состоянию отсутствия отвлекающих мыслей. И тогда следует сосредоточить внимание на устремленности к пробуждению.
При таянии бодхичитты в теле рождается состояние блаженства (дэва) и отсутствия мыслей (митогпа). Если вам удастся преобразовать состояние блаженства в
Читать дальше →
14 декабря 2023, 18:35

Центральный канал - главный Путь Просветления

В центральном канале – на главном Пути
Просветления –
Соединяются энергия и сознание, блаженство и тепло
И становятся Великим Блаженством, ничем не обусловленным.
Восходит Мудрость Беспрепятственной проницательности.
«Это нельзя превзойти», — сказал мой Учитель.
Мрак неведения очищается в пространстве.
Освобождаешься от двойственности разделения
на субъект и объект.
Тогда в пространстве разливаются Блаженство и Ясный Свет.
Это проявление коллективной иллюзии
Есть лишь отражение, не имеющее собственной Природы.
Все проявления постигаются именно так,
И, словно картинки во сне,
Все дхарма-частицы – не более чем иллюзии.
Боги, полубоги, люди, животные, Мир ненасытных духов и ад –
Все эти способы цепляния за явления
Постигаются как несуществующие, подобно Иллюзии.
Когда представления о мире и его обитателях,
А также врата, через которые всё это Воспринимается,
Управляются при помощи ветров энергий, Появляется всё, чего ты желаешь.
Так возникают слияние и выброс сознания – Вне загрязнений.
Когда приходят мысли, оставайся в естественном покое.
Когда видишь сны, сохраняй внимательность, Не пытаясь чего-либо изменить.
Будучи в Бардо, не контролируй, но осознавай. Когда появится плод, позволь ему прийти Беспрепятственно.

Марпа
Читать дальше →
11 декабря 2023, 18:37

Почему бы просто не указать на природу ума?

Я понимаю, что есть люди, которых немного не устраивает такой подход к развитию. Некоторые люди считают, что, если Великое Совершенство так чудесно, они должны иметь его прямо сейчас. Почему бы просто не указать на природу ума. Они думают: «Помчали! Зачем нужны предварительные практики, обучение и тренировка в течение длительного периода времени?» Мы должны понимать, что все не так просто. Какими бы великолепными ни были эти учения о Великом Совершенстве, они представляют собой умелое средство, позволяющее ученику вести его в процессе развития к той точке, где истинная реализация может проявиться подлинным образом. Мы должны понимать, что причина, по которой традиция учения о Великом совершенстве сложилась определенным образом, не произвольна и не является чем-то чисто культурным, а имеет определенную цель. Если бы было совершенно нормально давать учения о Великом совершенстве — бац и всё — не думаете ли вы, что именно так и передавалась бы линия? Если бы это действительно приносило пользу людям, если бы эти учения действительно передавались именно так, и в результате возникали бы реализации, тогда, конечно, мастера линии не стали бы тратить столько времени на эти кажущиеся несущественными вещи. Эти предварительные практики существуют потому, что у них есть цель. Это как посадка урожая. Вы подготавливаете землю, пашете, удобряете, поливаете, сажаете семена в подходящее для данной культуры место. Вы пропалываете, культивируете и, наконец, собираете хороший урожай. Мы должны подходить к практике Великого совершенства точно так же и понимать, что этапы практики не произвольны. Это не то, от чего мы можем отказаться, потому что они кажутся нам ненужными. Они выполняют очень ценную функцию, абсолютно важную функцию в представлении этого пути и в его освоении учеником.

Tsig Sum Nei Dek / Garab Dorje’s Three Verses That Strike the Key Points of Practice / As Taught By Lingtrul Rinpoch
Читать дальше →
7 декабря 2023, 23:34

Махамудра Сутры и Тантры

Существует множество подходов к махамудре. Однако в силу разделения [на махамудру] Сутры и Мантры она бывает двух [основных видов]. Второй [из них] — это ясный свет великого блаженства, возникающий благодаря таким искусным методам, как проникновение в жизненные центры ваджрного тела. [Это] махамудра Сарахи, Нагарджуны, Наропы и Майтрипы; она является самой сутью тантр Ануттарайоги, изложенной в [Семи трактатах] махасиддх и [Трёх циклах изложения] сути. Первый же вид (махамудра традиции Сутры) связан с методом медитации на пустоте, открыто объяснённой в обширных, средних и кратких [сутрах Праджняпарамиты].

Коренной текст, [содержащий изложение учения] махамудры согласно драгоценной ганден-кагью, называемый «Основной путь Победоносных»
Первый Панчен-лама Лобсанг Чокьи Гьялцен
28 ноября 2023, 18:04

От Нирманакаи к Самбхогакае, а потом к Дхармакае

В Тантре это называется дэтрод (bde drod), где дэ значит «ощущение <телесного блаженства>, а трод — «тепло». Итак, это ощущение развивается с помощью тепла, и цель всей практики туммо заключается именно в этом — в развитии внутреннего тепла. Временный, или относительный, результат заключается в развитии физического тепла, поэтому такой йогин, как Миларэпа, мог жить на горе, одеваясь только в хлопок — он проявил результат этой практики, увеличение физического тепла. Поэтому он мог жить там, ограничиваясь одеждой из хлопка. Конечно, Миларэпа поступал так не потому, что хотел сэкономить деньги на одежде. У того, кого называют рэпа (ras–pa), цель вовсе не в том, чтобы порисоваться или показать, какой он горячий. Тепло — лишь относительный аспект, поскольку оно есть проявление плодов практики. Такое испытание существует во многих тантрийских монастырях, но тепло — это лишь сопутствующее проявление, а цель практики — развить ощущение <телесного блаженства>, и об этом не следует забывать.
Почему следует развивать это ощущение? Потому что ощущение — это переживание, связанное с материальным телом, то есть нечто весьма определенное. Испытывая приятное ощущение, вы не притворяетесь, а чувствуете его совершенно конкретно. И если вас кто–то спросит, что вы чувствуете, вы сможете ответить, что испытываете приятное ощущение, но в чем оно заключается, объяснить невозможно — это и есть переживание. На телесном уровне вы ощущаете его очень конкретно, но объяснить не можете. То, что здесь имеется в виду, входит в разряд явлений «за пределами объяснений» — это один из их примеров. Как постичь, что такое наша потенциальность, наша энергия, наше истинное состояние? Ведь в действительности мы переживаем <только> пустоту, в этом переживании нет ничего конкретного. Но если говорится, что ничего нет, что же тогда вы чувствуете? Это нельзя назвать абсолютной пустотой, потому что вы ее ощущаете, а не притворяетесь, что ощущаете. Теперь вы видите, как важно это переживание. Оно называется
Читать дальше →