10 мая 2019, 18:22

Бардо жизни

То, как мы проживаем эту жизнь, определяет, как мы справимся с бардо, которое последует после нашей смерти. Прямо сейчас это в наших руках, прямо сейчас у нас есть шанс, свобода, возможность учиться и практиковать методы. Используя все это, мы будем знать, что делать, когда умрем. Если неправильно отнестись к своей жизни, то в момент смерти будет поздно. Мы окажемся слишком запутанными и не сможем совладать с этой ситуацией. Гуру Ринпоче объяснял: «Если сейчас мы думаем, что у нас достаточно времени, что практика Дхармы относится ко времени смерти, что можно научиться всему позже, ближе к смерти, — мы не правы. Когда приблизится смерть, все будет упущено. В это время уже невозможно освоить то, что нужно знать». Мы упражняемся сейчас, в бардо этой жизни, чтобы потом знать, что делать. Поскольку существует много методов, а мы все разные, нужно найти подход, который соответствует нашим способностям и устремлениям. Получив методы, лучше всего подходящие нам, нужно применять их, чтобы добиться результатов. Для получения полного результата нам необходимо также посвящение, которое доводит ум до зрелости и ведет его к Освобождению.

Изучая и практикуя Дхарму, мы можем получить некоторое понимание пустоты. Но при этом должны также помнить, что, обретая знания, мы не должны забывать о причине и следствии. Следует всегда вести себя в соответствии с ними. Невозможно быть слишком умными и развитыми, чтобы не учитывать причину и следствие. Это значит, что даже маленькие вещи важны и все, что мы делаем на относительном уровне, идет в счет. Очень важно не начинать думать, что мы столь многое поняли, столь многое постигли, так много медитировали, что больше не имеет значения, как мы себя ведем. Это означает полное непонимание смысла Дхармы. Просто подавайте хороший пример, оставайтесь добросердечными и будьте честны, потому что если мы нечестны, обманываем и приносим вред другим существам, то мы не практикуем Дхарму. Жить в соответствии с причиной и следствием — совершенно
Читать дальше →
25 мая 2017, 23:35

Чекава Еше Дордже о человеческом рождении

Человеческое рождение

В настоящий момент мы обладаем драгоценным человеческим существованием, имеющим 18 характеристик, которые очень трудно достижимы. Если учение Будды практиковать правильно, тогда, как говорится:

Используемое во благо это тело — корабль, плывущий к Освобождению

В противном случае оно — якорь, приковывающий к сансаре.

Это тело — действующая сила всякого добра и зла.

С точки зрения того, кто стремится к Пробуждению, гораздо лучше быть человеком, чем родиться даже на небесах богов, где есть нектар бессмертия и все желания исполняются Исполняющим Желание Деревом, где нет ни усталости, ни трудностей, ни болезней, ни старости. Именно будучи человеком, обладающим восемью свободами и десятью условиями, а вовсе не богом каждый из тысячи будд этой эпохи достиг или достигнет Пробуждения. Далее, это человеческое существование не достигается просто случайно. Оно является результатом позитивных действий. А поскольку существа редко совершают что-то позитивное, обрести драгоценное человеческое существование действительно трудно. Тем не менее сейчас мы обеспечили себе рождение в таком состоянии. Мы повстречались с буддийской Дхармой, вступили на Путь и теперь получаем учения. Однако, если мы не способны их практиковать, простое слушание учений само по себе не освободит нас от сансары и не будет полезно, когда мы столкнёмся с трудностями рождения, старости, болезни и смерти. Если мы не следуем предписаниям врача, когда больны, то даже если доктор будет постоянно находиться рядом с нами, болезнь не пройдёт.

Непостоянство

Как только что было сказано, если мы пренебрегаем практикой учений, они не будут полезны для нас. Кроме того, наша жизнь хрупка и непостоянна, а поскольку смерть и её причины неопределённы, мы можем умереть в любой момент. Можно думать: «Я буду практиковать, когда стану старше, но сейчас, пока я молод, буду жить обычной жизнью: зарабатывать деньги, одерживать верх над соперниками, помогать друзьям и т.д.» Но ведь можно и не
Читать дальше →
25 мая 2017, 14:44

Поэт и Лама. Отрывок из книги "Божественный сумасброд"

Поэт:
Отсутствие видения чего-то конкретного, называемое Взглядом,
Направлено за пределы крайностей существования и несуществования,
Поэтому что же там можно увидеть?
Но если всё-таки что-то видно, то это уже не Взгляд.
То необычайно глубокое, что называется Медитацией,
Свободно как от наличия объекта, так и от его отсутствия.
Ведь если объекта нет, то не на что медитировать,
А если объект есть, то уже нет никакой медитации.
Принятие хорошего и отвержение плохого, называемое Поведением,
Не сводится ни к реалистической избирательности, ни к полному бездействию.
Ведь если есть принятие и отвержение, то это уже не Поведение,
А если нет принятия и отвержения, то как же различать хорошее и плохое?

Лама ответил таким стихом:

Этим Взглядом великой Равностности
Можно узреть Великое Сострадание.
Эта Медитация, не содержащая ни заблуждений, ни насилия над собой,
Позволяет покоиться, погрузившись в своё изначальное состояние.
Этим Поведением, согласующимся со всеми периодами суток,
Не делается предпочтения хорошим условиям перед плохими.
14 февраля 2017, 12:27

Стадия Зарождения и Завершения

Главная цель стадии зарождения — разрушить привычку держаться общепринятой веры в твердую реальность. Именно эта привязанность к вещественности заставляет нас оставаться в круговороте бытия. Стадия зарождения ее разрушает. Это происходит потому, что мы представляем мир, как обитель будды, место нашего пребывания — небесным дворцом, а существ в нем — в неземном облике божеств, зримых, но неосязаемых, словно радуга в небе.
Стадия зарождения подобна пробуждению ото сна, она проявляет то, что изначально сущестует. Ее назначение — очистить неблагие действия, не допустить, чтобы мышление находилось под влиянием клеш. У некоторых людей мыслительная деятельность настолько сильна, что для них полезна только стадия зарождения, а стадия завершения еще остается бесполезной. Например, они думают: «Какая польза от простого пребывания! Здесь нечего и некого видеть. Было бы лучше о чем-то поразмышлять». Так полагают многие. Управлять деятельностью обычного мышления довольно трудно. Когда есть много мыслей, клеши накапливают карму; но, если вместо этого думать о небесном дворце, божестве и т.п., то мышление используется без накопления кармы и неблагих действий.
Не нужно считать, что стадия зарождения подразумевает воображение чего-то нереального, словно ты притворяешья, будто вместо деревяшки видишь чистое золото. Стадия зарождения совсем не такова. Это способ просто обнаружить то, что уже есть. Стадия зарождения предполагает, что нужно мысленно создать, вообразить облик будд. Хотя визуализация на этом этапе — искусственное построение, работа ума, она все же является подобием того, что уже в нас присутствует. До тех пор, пока мы не способны практиковать высшую стадию зарождения, нам нужно представлять, или мысленно создавать, чистые образы, чтобы приблизиться к этому абсолютному состоянию.
Обычная стадия зарождения — это подобие реальности, подражание ей. Хотя это подражание и не является реальностью, его нельзя назвать обманом, потому что стадия зарождения — действенное
Читать дальше →
5 октября 2016, 11:53

Чогьям Трунгпа Ринпоче об аспектах ума.

Три аспекта ума — по тибетски они называются «семс», «ригпа» и «йид».
Основной ум, простая способность к двойственности, которую мы только что описали, — это «семс».
«Ригпа» буквально означает «разум» или «яркость». Если вы скажете на разговорном тибетском языке, что кто то обладает «ригпа», это будет означать, что речь идет о проницательном человеке с острым умом. Острота, «ригпа», представляет собой род сторонней функции, которая развивается из основного ума, из «семс»; это тип психики законоведа, развивающийся у каждого человека. Такой аспект ума смотрит на проблему с различных противоположных углов и анализирует возможность разных к ней подходов, рассматривает проблему каждым возможным способом — изнутри, снаружи, изнутри наружу и снаружи внутрь.
Третий аспект, «йид», считается сознанием внешних чувств. Согласно традиции, он классифицируется как шестое сознание внешних чувств. Эти виды сознания — зрение, обоняние, вкус, слух, осязание, — а шестым будет «йид». «Йид» — это не в точности ум, каким мы считаем «семс», а скорее умственная восприимчивость, которая ассоциируется с сердцем, представляя собой своеобразный уравновешивающий фактор, который действует наподобие пульта управления по отношению к другим пяти сознаниям внешних чувств. Когда вы видите зрелище и в то же время слышите звук, эти зрелище и звук синхронизируются шестым чувством как аспекты, составляющие некоторое отдельное явление.
Шестое чувство выполняет особую работу автоматической синхронизации и компьютеризации всего процесса чувственного переживания. Вы можете видеть, слышать, обонять, ощущать вкус и одновременно чувствовать все это; все такие поступления оказываются понятными и пригодными для работы. Благодаря «йиду» они приобретают для вас смысл. Итак, «йид» — это своего рода пульт управления центральной квартиры, координирующий наши переживания и придающий им единство и
Читать дальше →
8 сентября 2016, 19:05

благословение

И в Дзогчене, и в Махамудре если ты осознаешь, что НА САМОМ ДЕЛЕ ТВОЯ СОБСТВЕННАЯ ПРИРОДА проявляется в форме Будды или Гуру, ты получишь благословение видеть все как Будду, все как Гуру

Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Ринпоче
29 августа 2016, 22:52

Громовое безмолвие (7 глава.ПУТЕШЕСТВИЕ В БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ)

Моря и океаны Земли лишены ориентиров — в том смысле, что в открытом море не видно берегов. Прав­да, днем мореплаватель может ориентироваться по солнцу, а ночью — по звездам. Но эта возможность не заложена в природе солнца, луны и звезд: никто не предназначал их для этого целенаправленно. Оке­ан Ума также лишен ориентиров, но игра явлений Ума, рождающихся в его беспредельности, допускает понятийную ориентацию. Однако возможность слу­жить ориентирами не заложена в них преднамерен­но: это просто игра порождений природы Ума. Поня­тия возникают как случайным образом, так и струк­турированно, как в свободном течении, так и в устремлении к той или иной цели. Явления Ума скла­дываются в яркие картины, украшающие реальность в соответствии с основополагающей природой состра­дания.
До сих пор мы исследовали течения, оживляющие поверхность океана Ума. Мы исследовали потребность в определении «я» как чего-то устойчивого, неизменного, самостоятельного, целостного и определенного. Теперь же настало время вглядеться в саму поверхность океана Ума, сверкающую в свете солнца и поблески­вающую в свете звезд. Этот взгляд есть открытость, взгляд через прозрачность наших отношений с ориен­тирами.
Чистое обнаженное присутствие бытия; вызывает у нас двойственные реакции, а потому ткань нашего жизнен­ного опыта сплетается из невероятных игр. Мы ведем себя так, словно то, чем мы являемся, никак не связано с тем, где мы находимся, а «я» никак не связано с тем, что это «я» называет внешним миром. Эти сансарические домыслы порождают философию, оправдываю­щую произвольное установление и нарушение связей: мы считаем, что вольны ограждать себя от всего, что пред­ставляется нам неудобным. Но в непосредственном опы­те существования эта сансарическая философия зачастую входит в конфликт с естественной философией реаль­ности, В соответствии с этим естественным, свободным состоянием реальности всё исподволь влияет на всё, все вызывает перемены во всём, и всякая попытка создать внутри нее
Читать дальше →
13 июня 2016, 10:42

Праджняпарамита-хридая-сутра


Таким образом, Шарипутра, всем вещам присуще свойство пустоты. Они не имеют ни начала ни конца. Они ни порочны, ни непорочны, ни совершенны, ни несовершенны. А потому, о Шарипутра, здесь, в этой пустоте нет ни формы, ни восприятия, ни имени, ни понятий, ни знания. Здесь нет ни органов чувств, ни тела, ни ума. Нет формы, нет звука, нет запаха, нет вкуса, нет осязания, нет предметов. Нет знания, нет неведения, которое нужно устранить. Здесь нет разложения и смерти. Нет четырех истин, раскрывающих страдание, его происхождение, его устранение и пути к его устранению. Здесь нет представления о нирване, нет ее достижения или недостижения. Поэтому, о Шарипутра, в связи с тем, что нет достижения нирваны, человек, приблизившийся к состоянию праджняпарамиты бодхисаттв, пребывает в свободе в сознании. Когда оковы сознания спадают, оно освобождается от всякого страха, всякого ограничения и условности и наслаждается конечной нирваной.
19 мая 2016, 10:18

«Каушика»


Хвала всем Просветлённым и бодхисаттвам!
Так я слышал однажды.
Благословенный находился в Раджагрихе на пире Гридхракута вместе с большим благим собранием бхикшу и множеством сотен тысяч бодхисаттв, что предстали как юные принцы.
Затем Благословенный обратился к Шакре, владыке богов:

Каушика! Такова здесь суть Совершенства Мудрости. Совершенство Мудрости [не видится] как двойственность или недвойственность; не является признаками, не является и отсутствием признаков; не является захватываением или отбрасыванием; не является увеличением или уменьшением; не является всезагрязненным или не-азгрязненным;; не является чистым или не-чистым; не является отбрасыванием или не-тобрасыванием; не является присутствием и отсутствием; не является соединением и не-соединением; не является связыванием и не-связыванием; не является условием и не-условием; не предстает как дхарма-частица и не предстает и как не-дхарма-частица; не является реальностью-таковостью и не является не-таковостью. Не является абсолютным завершением и не является обратным ему.

Каушика! Такова суть Совершенства Мудрости, что подобна такой! Поскольку все дхармо-частицы равны, суть Совершенства Мудрости — равенство. Поскольку все дхарма-частицы, Совершенство Мудрости — глубоко. Поскольку все явления дхарма-частицы, Совершенство Мудрости — обособленность. Поскольку все дхарма-частицы неколебимы, Совершенство Мудрости — неколебимость. Поскольку все дхарма-частицы без горделивого ума, то Совершенство Мудрости — без горделивого ума. Поскольку все дхарма-частицы без страха, Совершенство Мудрости без страха. Поскольку все дхарма-частицы без жара, то Совершенство Мудрости — отсутствие жара. Поскольку все дхарма-частицы одного вкуса, то Совершенство Мудрости — один вкус. Поскольку все дхарма-частицы без рождения, Совершенство Мудрости — отсутствие рождения. Поскольку все дхарма-частицы без пресечения, Совершенство Мудрости — отсутствие пресечения. Поскольку все дхарма-частицы подобны небесному пространству,
Читать дальше →
17 мая 2016, 12:59

Лонгчен Рабджам. "Драгоценная Сокровищница Дхармадхату"


(Это шестая глава «Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату»,
демонстрирующая пробуждённый ум, содержащий в себе всё.
)
Так же как весь солнечный свет сконцентрирован в своём источнике,
Так и все явления в корне сводятся к пробуждённому уму.
Если исследовать основное пространство, служащее их опорой и местонахождением,
То даже заблуждение и нечистота проявляющегося и существующего во вселенной
Оказываются беспочвенными, ибо содержатся в состоянии изначально свободного ума.
Превосходя понятия и их смысл, заблуждение и незаблуждение
Собраны в состоянии природы явлений, — великой открытости изначального пространства.

Даже изумительные проявления Кай, просветлённых миров,
Мудростей и активностей, свойственные чистому видению,
Собраны неделимым образом в самосуществующем состоянии.
Пробуждённый ум, объединяющий всё проявляющееся и существующее в самсаре и нирване,
Так же не сотворён в своей пустотной ясности, как солнце в небе.
Это изначальное и открытое пространство естественно существует испокон веков.

Природа ума — это великая сфера, состояние неизменного пространства.
Проявление энергии пробуждённого ума не предопределено.
Это единое состояние бездействия затмевает всё,
Царя над самсарой, нирваной и всеми духовными путями.
Ничто не покидает состояния пробуждённого ума, природу явлений,
Ибо нет никаких других вещей, впадающих в крайности.

Поскольку всё однозначно возникает во всеблагом спонтанном присутствии,
То нет равных этому высшему Дхармадхату, содержащему в себе всё без исключения, —
Таково грандиозное величие Самантабхадры.

Подобно царю, оно неподвижно повелевает всей самсарой и нирваной,
Объединяя абсолютно всё.

Поскольку полностью прекрасное состояние не имеет ничего плохого,
То всё едино в Самантабхадре, которому неведомо как плохое, так и хорошее.
Так как всё, что есть и чего нет, является одним и тем же основным пространством,
То всё едино в спонтанном присутствии непоколебимой равностности.
Читать дальше →