Майтрея-Асанга:
Примеры несуществующих явлений, которые проявляются –
Это магическая иллюзия, сновидение и так далее.
Тогда как примеры превращения в основании –
Это небо, золото, вода и так далее.
Васубандху:
Уже объяснялось, что неистинное ментальное конструирование, хотя и проявляется, однако не является существующим. Тем не менее, приводятся примеры, которые добавляют уверенности относительно
этого: «Примерами проявления того, что не существует, являются магическая иллюзия, сновидение и т.д.»
Например, подобно магической иллюзии, сновидениям и т.д., которые наблюдаются, но не являются существующими, явления тоже, хотя и проявляются, тем не менее не существуют. «И так далее» следует понимать как мираж, небесные дворцы т.д., а также оптическую иллюзию, отражение луны в воде и т.д.
Выше было объяснено непревзойденное вхождение в превращение в основании посредством десяти аспектов, и в связи с этим [могут возникнуть вопросы]:
«Если превращение в основании предполагает переход между двумя различными состояниями – непревращенным и превращенным – то почему имеющее, казалось бы, свойство изменчивости превращение в основании является неизменным (изначально чистым в своем самобытии)?»
Именно поэтому [Майтрея] объясняет это посредством примеров: «Примерами превращения в основании являются небо, золото, вода и т.д.»
Так, небо (пространство) совершенно чистое по своей природе, и, будучи случайно (временно) связанное с дымкой, туманом и т.д., не связано с ними; свободное от них, оно является чистым. Сказано, что нечистое не становится чистым, поскольку само чистое не является рожденным, но лишь вследствие отделения от причины ненаблюдения оно становится наблюдаемым. И, вследствие того, что оно наблюдается как совершенно чистое, нельзя утверждать, что небо имеет свойство изменчивости.
Золото также пребывает лишь как нечто благое. Когда оно покрывается временными загрязнениям – его не наблюдают, а
Читать дальше →