КАЖДЫЙ человек видит в других то, что в опыте духовном познал о себе самом, поэтому отношение человека к ближнему есть верный показатель достигнутой им степени самопознания.
Кто на себе познал, с одной стороны, какой глубины, какой силы могут достигать страдания человеческого духа, отлученного от света истинного бытия, и с другой,— ЧТО есть человек, когда он в Боге, тот знает, что каждый человек есть непроходящая вечная ценность, большая, чем весь прочий мир; он знает достоинство человека, знает, что дорог пред Богом каждый «единый от малых сих» (Мф, 25, 40), и потому никогда даже внутренне не помыслит убийства, не позволит себе вредить ближнему или хотя бы оскорбить его,
Кто «только верует», кто испытал на себе лишь умеренную благодать и еще неясно «предчувствует» вечную жизнь, тот в меру любви своей к Богу хранит себя от греха, но любовь его далеко не совершенна, и он может оскорбить брата.
А кто без жалости, «ради пользы своей и интереса», вредит другим, замышляет или совершает убийства, тот, или уподобился зверю и в глубине своей себя самого сознает существом скотоподобным, т. е. не верит в вечную жизнь, или встал на путь демонической духовности,
Сам Старец, явлением ему Христа, был научен переживать богоподобие человека. Людей вообще он воспринимал, как чад Божиих, как носителей Духа Святого. Дух Святый, как Дух и Свет Истины, в какой-то мере живет в каждом и просвещает каждого человека, и тот, кто пребывает в благодати, тот и в других видит ее, а кто не чувствует в себе благодати, тот и в других не видит ее, Он говорил, что по тому, как воспринимает человек ближнего своего, можно судить о мере благодати, которую он носит в себе: «если человек в брате своем видит присутствие Духа Святого, то это значит, что и сам он имеет большую благодать, а если кто ненавидит брата своего, то это значит, что сам он одержим злым духом»,
Это последнее для Старца было совершенно несомненным; он определенно сознавал, что всякий человек, кто бы он ни был, возненавидевший брата, сердце свое сделал жилищем злого духа и тем отлучился от Христа.
— Умереть – значит избавиться от заблуждения, через которое все видишь индивидуально. Родиться – значит из жизни общей перейти к заблуждению индивидуальности. Только на середине, во всей силе жизни, можно видеть свое заблуждение индивидуальности и можно сознавать истину всеобщей жизни. Только один момент на вершине горы видны оба ската ее.
— То, что мы называем своей жизнью, личной жизнью — это способность стать поперек свету — не пропускать его, истинная же жизнь есть способность стать так, чтобы пропускать свет вполне, не задерживать его.
— Способность пропускать свет, причем необязательно исходящий с небес или от Бога – вот важнейшее качество русской души. Умереть значит вновь стать одним с миром.
В старину шесть человек из десяти были богобоязненными, двое умеренны и двое безразличны, но и последние имели внутри себя веру. Сегодня не так. Не знаю до чего это дойдет. Постараемся сейчас, насколько можем, помочь людям духовно. Чтобы -как тогда, при потопе, в Ноевом ковчеге, так и сейчас — спаслись бы некоторые, не покалечились духовно.
Читать дальше →
… Ученые восстановили внешность великого святого по его мощам.
На основе археологических и анатомо-антропологических исследований российские исследователи описали реальный облик святителя: его рост, комплекцию и даже черты лица, а также определили болезни, которыми страдал Чудотворец.
Сегодня это один из самых любимых и почитаемых Святых на земле русской. Все знают о его деяниях и чудесах, творимых во время земной жизни и после оной. Но мало кто знает Николая Чудотворца, как человека, который был особо непримиримым к ереси, человека который был заточен в темницу за свою веру, за нежелание следовать императорской воле, которая противоречила его Видению, человека который прямо на Поместном Соборе дал пощечину богохульствующему еретику Арию и был лишен сана…
Вот немного об этом, чтобы вы взглянули и на другую сторону этого воистину Святого Человека, которого все чаще представляют больше как Санту Клауса, доброго дедушку с белой бородой исполняющего все желания.
При встрече с отцом Саввой я не чувствовал никаких особых эмоциональных переживаний — наоборот, они утихли, как ветер, которому сказал Господь: стихни и перестань. Я подошел к отцу Савве, и, в то же время, мне показалось, что это он подошел ко мне и принес с собой то, чего мне так не хватало — окружающий его дух не земной, а какой-то глубокой, всепроницающей тишины. Эту тишину я ощутил в своем сердце. Разговоры с богословами, напротив, колебали мой ум, как будто я находился в лодке, раскачивающейся на волнах. А здесь все оказалось просто, ясно и понятно. Замолкли внутренние противоречия, отступили темные силы, грызущие зубами сердце, и стало просто хорошо, как будто солнечным утром я пробудился от какого-то тяжелого сна. Это было состояние совершенной уверенности в бытии Божием, в Его присутствии и в Его благом Промысле обо мне — так мы уверены в том, что существуют земля и небо. В этом состоянии невозможно рассуждать о вере, как невозможно и нелепо доказывать, что ты есть на этом свете. Благодать можно назвать «очевидностью Бога».
При встрече с подвижником особое пламя охватывает сердце. Это пламя не жжет, не вводит в состояние восторга, а открывает человеку, что есть еще некое таинственное «сердце в сердце», где обитает Господь.
Как странно: если бы те же слова, которые произнес отец Савва, я услышал от другого человека, они осели бы в памяти ума, а сказанное отцом Саввой вошло, как острый клинок, в глубину сердца и осталось там навсегда.
Встреча со схиигуменом Саввой стала для меня самым главным свидетельством того, что существует нечто великое и невыразимое словом — истинная жизнь с Богом, без чего обычная жизнь — только затянувшаяся смерть.
Я поцеловал руку отца Саввы, и какое-то чувство подсказало мне, что моя жизнь будет неразрывно связана с ним.
1.Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
2.Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
3.И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4.Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5.не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6.не радуется неправде, а сорадуется истине;
7.все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8.Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9.Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10.когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11.Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12.Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан.
13.А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них
Читать дальше →
О созерцании
«Когда ты садишься, или становишься на колени, или стоишь перед Богом, но ты не проявляешь активности, не проявляешь думания, даже ничего не говоришь, а затихаешь настолько, что начинаешь слышать Бога. Но слышать не как слова, а как Присутствие, пульсирующее внутри тебя». О настоящем
«Если у человека остаётся ирония по поводу собственной «великости» и «духовности», с ним ещё всё в порядке. Если он к этим вещам начинает относиться слишком серьёзно — ему пора лечиться у психотерапевта и так просто и сказать: «Вы знаете, доктор, я возомнил себя духовной личностью! Подскажите мне пожалуйста, как мне от этого выздороветь?»" О правде жизни
«Люди, живущие из Сути потрясающе спонтанны, но каждый их жест, каждое их спонтанное проявление несут колоссальную жизненность. Это всё всегда по правде. Там нет ни тени двойственности, лукавства, недоговоренности или позы» О творчестве
«Гений — это человек, который может домолчаться до Бога и позволить непроявленному Божественному пристуствию проявиться в мире форм через свою индивидуальность». Об эго.
«Эго это иллюзия отделённости от единого, целого Мироздания; иллюзия отделённости от Бога… Эго не попадёт на небеса, сто процентов». О жизни.
«Жизнь ведь всегда больше и объёмнее, чем любая концепция жизни. Поэтому бессмысленен вопрос о смысле жизни. Потому что любая формулировка о смысле жизни котегорически, принципиально зауживает саму жизнь». Христова Пасха.
«Когда куличи и яйца закрывают от верующих людей Христа, я
Читать дальше →
«Люди, живущие из Сути потрясающе спонтанны, но каждый их жест, каждое их спонтанное проявление несут колоссальную жизненность. Это всё всегда по правде. Там нет ни тени двойственности, лукавства, недоговоренности или позы»…