+359.49
171 читатель, 521 топик
avatar
avatar

Выдержки из самой ранней в истории Дзэна книги «Передача света истины»

«Передача света истины» считается самой ранней в истории дзэна книгой. В ней подробно освещается история двадцати восьми патриархов и стихов, «передающих закон».
Для примера приведу две из шести гатх, оставленных Буддами. Первый Будда, Випасьин говорит следующее:
«Не имеющий формы произвел это тело из себя.
Будто по мановению магического жезла появляются все формы и образы:
Призрачные существа, наделенные умом и сознанием, нереальные с самого начала.
В пустоте нет места добру и злу, счастью и несчастью».
Гатха шестого Будды, Кашьяпы, который предшествовал Муни Шакьи, гласит следующее:
«Чиста и безупречна природа всякого живого существа;
С самого начала нет ни рождения, ни смерти;
Тело и ум — это призраки;
А призрачное видоизменение не несет в себе ни добра, ни зла.»
Когда последний Будда повелел Махакашьяне стать правоверным вестником «благого закона», он изрек следующее:
«Дхарма, о которой идет речь, в конечном итоге вовсе не дхарма;
Отсутствие дхармы — тоже дхарма;
Это нечто я передаю сейчас тебе:
Что мы называем дхармой, и где, в конце концов, она».
Шестой патриарх, Дхритика, говорит:
«Постигни самую глубокую тайну ума и ты увидишь, что нет ни вещей, ни отсутствия вещей;
Просветленный и непросветленный представляют собой одно:
Нет ни ума, ни вещей.»
Двадцать второй патриарх, Манура, излагает свою точку зрения так:
«Тысячи вещей движут умом;
Но даже тогда, когда он движется, он остается в полном покое,
Наблюдая за его движением, постигай его сущность:
В нем нет ни радости, ни печали».

Дайсэцу Судзуки «Основы Дзэн -Буддизма»


Читать дальше →
avatar
avatar

И узреть истину собственной природы, Собственной природы, которая есть не-природа

Хакуин почитаемый в Дзэн как«величайший мудрец пяти столетий», в «Песни» написал:
«Если обратить взор внутрь самого себя
И узреть истину собственной природы,
Собственной природы, которая есть
не-природа,
Тогда выйдешь за пределы круга логических
ухищрений.»

Особенно важны первые две строки:

« Но если обратить взор внутрь самого себя и узреть истину
собственной природы». В этом состоит дух и жизнь
дзэн. Сначала возьмем фразу «обратить взор внутрь
самого себя». Один старый мастер дзэн сказал: «Че­
ловек должен быть обращен не к окружающему миру,
а непосредственно к своей собственной природе. Это
есть „обращение к себе и отражение самого себя"».
Истину следует искать внутри, в самом себе. Не
нужно смотреть наружу, разыскивая истину в относи­
тельном, внешнем мире.

То, что последователь дзэн всегда ищет фунда­
ментальную истину в самом себе и никогда — вовне,
является основной чертой дзэн. Почему же следует
искать истину внутри, в самом себе? Да потому, что
«все существа изначально будды», как говорит Хаку-
ин в начале «Песни». Учение дзэн целиком и полно­
стью основывается на осознании этой истины. В этом
аспекте дзэн указывает путь к окончательному реше­
нию проблемы самости.
Использованное словосочетание «собственная
природа» означает сущностную природу,
..., она пребывает в самой
глубине его личности. Это истинное «Я», в противо­
положность поверхностному «я». Это «изначальная
природа будды», которую имеет в виду Хакуин в на­
чале «Песни», когда говорит, что «все существа из­
начально будды». «Узреть истину собственной при­
роды» — значит пробудиться к изначальной природе
будды, которая сокрыта в глубинах нашего «я»,
… Здесь наше внимание привлечено словом «узреть».
Хакуин не говорит о «знании собственной природы»
или о «понимании собственной природы». Вместо та­
ких заумных выражений он употребляет эмпирический
термин «узреть». Узреть — значит испытать что-ли­
бо всем своим существом как действительный
Читать дальше →
avatar
avatar

Стихотворение четвертого Патриарха Дзэн, Досиня (580-651г.г.), "ДЕВИЗ ВЕРНОГО УМА" , выдержки.

Не имейте мыслей ни «за», ни «против». Сравнение неприятного с приятным, — это болезнь ума… Видоизменения, происходящие в пустоте окружающего нас мира, Кажутся реальными вследствие неведения… Неведение порождает дуализм действия и покоя, просветленный не имеет симпатий и антипатий. Все формы дуализма являются порождением заблудшего разума.Они похожи на воздушные видения.Так стоит ли пытаться удержать их? Приобретение и потеря, добро и зло — расстаньтесь с этим раз и навсегда…
Если разум пребывает в своем Единстве, мириады вещей представляют собой Одно, когда постигается глубокая тайна Единства, мы сразу забываем обо всех внешних препятствиях; когда мы видим все бесчисленные множества вещей в их Единстве, мы возвращаемся к истокам и остаемся самими собой…
В великом царстве Истины нет ни «не-я» ни «я», если попросят точно определить это состояние, то можно только сказать «не-два».В таком состоянии все Одно, Все что есть заключено в Нем; Мудрецы всех стран достигают Абсолютной веры в это. Такая абсолютная вера не связана с пространством и временем… Один во всем, все в одном, — если это осознано, то пусть ваше несовершенство вас больше не волнует. Верный ум -это нераздельное, а нераздельное это верный ум. Слова не могут его описать. Ибо он не связан с прошлым, настоящим и будущим.


Читать дальше →
avatar
avatar

Совершенный путь не труден. Он просто презирает отбор и выбор.

Дзесю Дюсин, живший во времена династии Тан, нередко говорил следующее: «Совершенный путь не труден, он просто презирает отбор и выбор.Как только вы начнете что либо утверждать. имеет место отбор и выбор. Существует прозрачная пустота: но я не пребываю в этой прозрачной пустоте...»
Эта проповедь основывается на хорошо известной поэме Сосана о «Верящем Разуме». Сосан -Третий Патриарх Дзэн-буддизма в Китае.Его поэма начинается следующими строками:

«Совершенный путь не труден.
Он просто презирает отбор и выбор,
Пусть не будет ни любви, ни ненависти,
И все станет безграничной, прозрачной пустотой».

«Совершенный путь»-это высшая истина или реальность, постичь которую имеет целью практика Дзэна, и фактически любая религия или философия. Сосан заявляет, что в природе «совершенного пути» нет ничего сложного, как нет ничего сложного и в понимании его: но поскольку наш разум скован идеями противопоставления, являющимися результатом отбора и выбора такими, как любовь и ненависть, добро и зло, правильное и неправильное, истина и заблуждение, красота и уродство, он не способен постичь самого «Пути». Противоположности и противоречия и следовательно, бесконечные серии осложнений, вытекающие из отбора и выбора совершенно сбивают наш разум с толку, но когда эта путаница устраняется, все становится прозрачным прозрачным, потому что тогда уже ничто не мешает нашему внутреннему оку обозревать безграничную пустоту абсолюта, то есть совершенного пути.

Дайсэцу Судзуки «Основы Дзэн-Буддизма»


Читать дальше →
avatar
avatar

Природа Реальности не знает множества,она,-абсолютное единство

Как (шестой патриарх Дзэн, Эно) понимал Дзэн? Согласно его утверждению, Дзэн, -это «прозрение в познании собственной природы.»
Это самая значительная фраза, когда -либо изреченная в истории развития Дзэн-буддизма…
Эта природа не знает множества, она-абсолютное единство.
Она одна и та же как в мудреце, так и в невежде.

Дайсэцу Судзуки «Основы Дзэн-буддизма»

avatar
avatar

Дзэнкэй Сибаяма "Цветок безмолствует"

Ты поймешь, что твоя форма есть форма
не-формы,
Что твой уход-и-возвращение происходит там,
где ты пребываешь;
Если говорить проще, то эти строки означают, что
человек, который узрел истину собственной природы,
никогда не будет привязан к предметам и условиям,

которые его окружают или ограничивают. Поэтому
он живет абсолютно свободным…

«Мысль не-мысли» вторит «форме не-формы».
Разумеется, это характеристика внутренней жизни
человека, который узрел истину собственной приро­
ды. «Форма не-формы» — это ее внешняя характе­
ристика, в то время как «мысль не-мысли» является
ее психологическим выражением. Сидо Бунану при­
надлежит известное изречение: «He-мысль не озна­
чает „без мысли", она означает „неоскверненную"
мысль». «Неоскверненная мысль» — то же самое,
что и «истинная мысль», или состояние ума, не оск­
верненного дуалистическим различением…
В Японии «не-мысль» часто сравнивают с «мла­
денческим умом». Неоскверненный ум младенца не
имеет следов различения между добром и злом, «ты»
и «я», и поэтому он ясен, как зеркальная гладь. Он
честен, не имеет предрассудков и абсолютно свобо­ден.

Дзэнкэй Сибаяма «Цветок безмолствует»


Читать дальше →
avatar
avatar

Дайсэцу Судзуки "Основы Дзэн-буддизма"

Шестым Дзэн Патриархом после Бодхидхармы был Дай-чень. Согласно его доктрине, реальность -это отсутствие действия, пустота это истина, а высший смысл всего-это нечто грандиозное и неподвижное.Он учил что человеческая природа от начала до конца абсолютно совершенна и не требует никакого искусственного очищения, так как она в корне связана с тем, что безупречно.

Дайсэцу Судзуки «Основы Дзэн-буддизма»
avatar
avatar

Махаяна абхисамая сутра (4 век.)

Пуста и покойна, лишена «я»
природа всего сущего;
в реальности нет
никакого индивидуального существа.
Нет ни конца, ни начала,
ни середины,
все обманчиво, в реальности нет ничего:
это подобно грезе или сну.

Это подобно облакам и молнии,
это подобно осенней паутине или мыльным пузырям,
это подобно вращающемуся огненному колесу,
это подобно брызгам воды.
Вещи этого мира возникают из-за причин и условий,
в них нет природы «я».
Все, что движется и действует,
понимай таким образом…

avatar
avatar

О сидении в "медитации" с целью избавиться от вредных мыслей и достичь пустоты

§ 14. Психическая концентрация в духовной практике «исин саньмэй»27 является постоянным осуществлением прямоты сознания всегда и везде: когда ходите, стоите, сидите или лежите. В «Вималакирти-сутре»28 сказано: «Прямое сознание есть обитель Пути; прямое сознание есть Чистая земля». Нельзя, проявляя криводушие, говорить на словах о прямоте. Если вы на словах говорите о психической концентрации в духовной практике «исин саньмэй», но не осуществляете прямоту сознания, — вы не являетесь учеником Будды. Только когда вы практикуете прямоту сознания и во всех вещах и явлениях не имеете никаких привязанностей — это и называется «исин саньмэй».

Заблуждающиеся люди привязываются к внешним признакам вещей и явлений, и когда [начинают] заниматься практикой психической концентрации «исин саньмэй», то принимают за прямоту сознания недвижное сидение (сидячую медитацию) и искоренение из сознания ложных взглядов, полагая, что это и есть сосредоточенность «исин саньмэй».

Занятия такой практикой уподобляют [человека] бесчувственным [вещам] и создают препятствия к Пути-Дао. Но Дао должно течь беспрепятственно, как можно ему препятствовать? Если сознание задерживается на вещах, то значит, оно связывает само себя. Если бы от сидения в неподвижном состоянии был какой-то толк, то разве стал бы Вималакирти бранить Шарипутру за занятия сидячей медитацией в лесу?!29

Благомудрые друзья! А еще есть люди, которые учат сидеть и созерцать сознание, созерцать чистоту, не двигаясь и не активируя [сознание]. Занимаясь такой практикой, заблуждающиеся люди не только не обретают просветления, но еще больше укрепляются в своих заблуждениях, и таких людей тысячи. Обучающие такому пути с самого начала вводят в великое заблуждение.
Сутра Помоста Шестого патриарха Дзен


Читать дальше →
avatar
avatar

Недвойственная , Трансцендентная Реальность ,вне любых слов ,понятий,концепций

Дзэн наставник Чжао-чжоу(778-897г.)
Все вещи подобны сновидению, галлюцинации, цветку в небе и пытаться заглянуть за их поверхность — никчемное занятие…
Когда я учился у Ши-тоу, он, когда к нему обращались с вопросом, отвечал: «Закрой рот и не гавкай как собака !»
Я следуя его примеру, говорю то же самое: «Закрой рот и не гавкай, как собака !» Когда возникает эго, возникают омрачения, а если оно не утверждается, сохраняется чистота. А ты словно гончий пес, стремишься только схватить что -нибудь пастью…
Реальность существует до возникновения мира и сохранится неповрежденной после того, как мир исчезнет…

Дайсэцу Судзуки «Очерки о дзэн-буддизме»