Человек, как животное, есть объект, т. е. что-то противоположное глубине существования. Но в человеке есть глубинный слой,
до всякой объективации, до разделения на субъект и объект. В этом измерении глубины, которая есть, по индусской терминологии, и Атман, и Брахман, человек не детерминирован (не обусловлен) природой и обществом.
Эта экзистенциальная глубина (сущность человека) закрыта, придавлена, не осознана человеком.
Кроме человека природного и человека социального, т. е. существа детерминированного,
существует еще человек трансцендентальный (доопытный, по сути – изначальный, новорождённый), духовный человек, скрытый за природным и социальным человеком.
Трансцендентальный человек есть внутренний человек, существование которого находится
вне объективации. К этому человеку принадлежит то, что не детерминировано извне.
Трансцендентальный человек находится вне разделения на субъект и объект, и потому все теории, извлеченные из познания объекта, ничего не могут сказать о нем. Можно было бы сказать, что трансцендентальному человеку
соответствует дух, сверхсознание (точнее — осознание).
Существование трансцендентального человека есть условие возможности религиозного и духовного опыта. Если в мире возможно было откровение Бога, то исключительно потому, что существует трансцендентальный человек, Адам Кадмон Каббалы.
Эмпирическому, исключительно земному человеку Бог не мог бы открыться. Первожизнь, первореальность находится до разделения на субъект и объект и исчезает в объективации. Бог абсолютно возвышается над всякой объективацией, и Он не есть ни в каком смысле объектное, объективное бытие.
Если не допустить существования трансцендентального человека, то невозможно притязать на познание истины. Откровение воспринимает и понимает целостный человек,
а не отвлеченный, частичный, лишь психологический человек. Откровение открывается внутреннему, духовному человеку, трансцендентальному человеку.
Откровение есть как бы пробуждение внутреннего человека,
Читать дальше →