6 июня 2013, 01:24
Происхождение учения Дзогчен
Школа Ньингма представляет собой самую древнюю традицию буддизма Махаяны в Тибете. Она была основана в VIII веке нашей эры тантрическим Учителем из Уддияны Гуру Падмасамбхавой вместе с индийским учёным-монахом Шантаракшитой и царём Тибета Трисонг Деценом. В самой же этой традиции считается, что Дзогчен представляет суть Учения Будды. Тибетское слово «Дзогчен» (rdzogs-pa chen-po, санскр. mahāsandhi) обычно переводится как «Великое Совершенство». Это учение носит такое название, поскольку оно является полным и совершенным (rdzogs-pa) само по себе, без каких-либо изъянов и неполноты, и потому, что оно является высшим (chen-po) учением. В силу того, что оно представляет собой вершину всех прочих путей к просветлению, или «колесниц» (санскр. yana), относящихся к уровням как Сутры, так и Тантры, оно называется также Ати-йогой, или абсолютной йогой. Вместе с тем, санскритский термин Atiyoga иногда интерпретируется как вариант термина Adiyoga (gdod-ma'i rnal-'byor), что означает «изначальная йога». Этот последний термин указывает на то, чем является Дзогчен по своей сути: на изначальное состояние всякого индивидуума. Изначально чистое состояние (ka-dag) просветлённости, последовательно проявляющееся как Основа, Путь и Плод (gzhi lam 'bras-bu gsum), является, по сути, изначально присущим каждому живому существу состоянием будды, или бодхичиттой. Находясь за пределами ограничений времени и условий, это состояние является средоточием всякого живого существа. Поэтому учителя школы Ньингма не считают Дзогчен просто одной из систем верований или философских взглядов, собранием текстов, школой или направлением. Напротив, Дзогчен – это прямое введение и пребывание в этом Изначальном Состоянии просветлённости, которое всегда присутствует во всяком живом существе, подобно солнцу на небе, хотя его ясный лик и может быть скрыт облаками неведения (ma rig-pa, санскр. avidyā).
И действительно, на протяжении истории Тибета практики Дзогчена не ограничивались исключительно школой
Читать дальше →