Вопрос.
,, распознавание ригпа это, по сути, то, что называют пробуждением?
Ригпа и естественное состояние (в дзогчен) — это одно и то же или нет?
Расскажите, пожалуйста, про термины Махамудра и Великая печать".
Ответ.
Термин ,, ригпа" используется в Дзогчен, а также и в Махамудре.
Это перевод индусского слова джняна — изначальная мудрость.
В традиции Махамудры джняну называют — еше, ординарный ум, естественное лицо твоего ума.
Ригпа, джняна, еше — это знание подлинной природы своего ума.
Момент ригпа — это момент пробуждения. Но когда это лишь момент, вспышка, то это пробуждение, которое ещё не созрело.
В дальнейшем ты должен заниматься взращиванием этого состояния.
Когда ригпа становится в твоём распоряжении, когда ты можешь, действительно, практиковать и поддерживать ригпа, начинается ,, путь плода".
То есть произошло такое введение в природу ума, когда тебе не нужно снова и снова садиться и добывать ригпа.
Ты можешь быть рассеян, но вспомнив, что рассеян, ты в тот же момент возвращаешься обратно в ригпа.
С этого момента начинается ,, путь плода".
Ригпа сама по себе есть пробуждение.
Но для того, чтобы ты был назван пробужденным, надо прийти к стабильности в ригпа и до некоторой степени манифестировать качества ригпа. Нужно, чтобы ригпа находилась на троне. Говорится: ,, трон Дхармакайи", ,, сидеть на троне Дхармакайи".
Сначала ригпа — это как ребенок ригпа, маленький ригпа. Доржонг Ринпоче говорил, ,, смотри, вот солнце, оно светит и ты видишь его целиком. Потом ты посмотришь сквозь маленький кружочек из сложенных пальцев, а там всё равно солнце и оно светит".
То есть солнце целиком, или солнце сквозь щёлку — всё равно тут уже начинается путь плода. Ты практикуешь непосредственно состояние пробужденности.
Путь плода соответствует Махаянскому пути вИдения.
Махаяна расписывает весь путь, как пять стадий: путь накопления, путь применения, путь вИдения, путь медитации — стабилизации этого вИдения и путь ,, не
Читать дальше →