1 мая 2015, 02:10

Сегодняшнее просветление — это завтрашняя ошибка

Интервью переведено с согласия авторов специально для журнала «Эрос и Космос». Все права на текст и фотографии принадлежат Хар-Пракаш Хальсе.1

5

Хар-Пракаш Хальса: Вы говорите, что просветление — это драгоценный камень со множеством граней. В таком случае, какое описание просветления вам нравится?

Шинзен Янг: В этом вопросе я обычно опираюсь на своё буддийское образование. Буддизм тхеравады говорит о том, что с начальным переживанием просветления отпадают, уходят три вещи. Очень важно, что это формулируется как процесс исключения; что-то именно отпадает, а не приобретается. Вы не получаете что-то «этакое». Так что просветление — это не ещё одна вещь, которую вы можете получить. И тогда медитацию как путь к просветлению можно описать как подготовку почвы для того, чтобы Природа/Благодать исключила из нас всё то, что должно отпасть.

Эти три вещи, которые уходят, на языке пали называются саккая-диттхи, вичикиччха и силаббата-парамаса. Самая важная из них — это саккая-диттхи. Это восприятие того, что внутри нас есть некая вещь, некая сущность, которая называется «я». Вот это отпадает, уходит.

ХПХ: Когда вы говорите, что «восприятие того, что внутри нас есть некая вещь, некая сущность, которая называется „я“» уходит, подразумеваете ли вы, что это полностью исчезает?

ШЯ: Сложность тут в слове «восприятие». В оригинале используется слово диттхи на языке пали, или дришти на санскрите, что буквально означает «вид» (то, что видится). В этом контексте, диттхи или дришти означает фундаментальную парадигму, концепцию чего либо. Так что восприятие, возможно, это не лучший термин. Скорее, исчезает фундаментальная убежденность в том, что в нас есть некая вещь, которую мы называем собой. Согласно традиционным формулировкам, после просветления эта убежденность уже никогда больше не возвращается. Однако, если под «восприятием себя» мы подразумеваем кратковременные спонтанные попадания в рамки себя-концепции, то это случается с просветленными людьми снова и снова,
Читать дальше →
13 апреля 2015, 13:36

Дракон: о том, как стать в "практику" осознания-явления...

Вопрос: Когда слушаю ваш сатсанг безусильно появляется это видение в котором и «отсутствие» и «присутствие» любого явления слиты воедино и нет никаких желаний и нужд, когда хочу в него стать оно не возвращается, сколько бы усилий не прилагала, почему?! Как же тогда практиковать?!

Ответ: В вашем вопросе уже есть ключ, почему не удается вернуться, это слово БЕЗУСИЛЬНО! Все попадаются в эту ловушку «достижения» того, что всегда уже так. В этом и кроется секрет, пытаясь достичь этого пространства, вы УТВЕРЖДАЕТЕ его отсутствие в данный момент, а это ловушка разделяющего ума. Утверждая, что распахнутое пространство осознания может исчезать, а потом появляться, вы делаете его явлением, объектом и поэтому если и перейдете, то не к нему, а к его описанию. Оно на какое то время оттащит внимание на себя от «избегаемого» явления и покажется, что стало полегче, фиксация не такая уж и сильная, можно передохнуть. Но это обман ума, замещение одного явления другим — в данном случае, ОПИСАННЫМ УМОМ ПРОСТРАНСТВОМ ПРИЯТИЯ ИЛИ ОСОЗНАНИЯ.
То есть, исходя из ложного постулата, что отсутствие этого пространства осознания ВОЗМОЖНО, дальше вы делаете только неверные шаги по его нахождению, которые только усиливают «факт» его отсутствия прямо сейчас. Препятствием же является только одно — это притязание на осознание, как на процесс неким «осознающим» «субъектом», который хочет уйти, но всегда остается! То есть прямо сейчас, в самом омраченном, разделенном видении — это осознание описывается, как процесс, а субъектом становится «я»…
Поэтому чтобы перейти к «практике» распахнутого видения, вам нужно ВКЛЮЧИТЬ «осознающего» в пространство осознания, не отталкивать его, не искать некое пространство, а расслабиться и включить самого осознающего, как некий объект, притязающий на осознание. Сразу произойдет УЗНАВАНИЕ этого пространства, которое не против чтобы в нем находился «осознающий», притязающий на
Читать дальше →
11 апреля 2015, 21:27

Лонгчен Рабджам: Теперь я опровергну тупость некоторых лиц

Мало иметь один лишь интерес к этому пути Учения, — надо ещё обладать способностью видеть его смысл целиком, а такая удача выпадает на долю далеко не каждого. Некоторые из обделённых такой удачей чванятся своим неразличающим невежеством, украшают свои лбы золотыми морщинами зависти и превратного понимания, а также претендуют на имя знатоков с видом гордых слонов, следуя своим отрицательным эмоциям, тупости и превратным путям. Помимо этого, когда им встречаются люди с малым количеством заслуги, движущиеся в направлении освобождения, они дают им следующие «наставления»: «Всё, что возникает — это природа Дхармакаи», «Сами мысли и есть самосуществующая пробуждённость» или «неведающий ум подобен самадхи» и так далее. Несмотря на то, что они вводят в заблуждение такими поддельными измышлениями, их воспринимают как проповедников глубоких и неповторимых учений. Они лишь воры, разрушающие в наши дни эту колесницу, и не иначе!

То, что проистекает из самосуществующей пробуждённости — это энергия (рЦАЛ) её сострадательного резонанса (ТхУК рДЖЕ). Сознание, возникающее в направлении объектов восприятия, считается проявлением (РОЛ ПА) этой энергии, однако это проявление не представляет из себя самосуществующую пробуждённость. Это доказывается различием между их вовлечением и невовлечением в объекты восприятия. Если не применяются практические методы, то сознание создаёт карму и беспокоящие эмоции, оперирующие как механизм обусловленного бытия, потому что рассудочное мышление само по себе не выходит за пределы самсары.

Поскольку эти гордецы противоречат аутентичным объяснениям, то их извращённое понимание создаёт только проблемы. Поэтому вы не должны даже слушать подобные заявления, не говоря уже о следовании им.

Если вы спросите, что же такое самосуществующая пробуждённость, то я объясню вам грамотно: (11). Самосуществующая пробуждённость — это ясное и пустотное осознавание, незакомплексованное оценками объектов восприятия и подобное чистому кристаллу. Хотя она является
Читать дальше →
11 апреля 2015, 18:07

Танцующая Пустота (Emptiness Dancing) [8]

Глава 4
Невинность (начало)

НевинностьКогда я пережил глубокое пробуждение, во мне возникли три качества: мудрость, невинность и любовь. Несмотря на то, что они, фактически, – части одного целого, это целое может быть выражено тремя качествами.

Пробуждение открывает мудрость. Когда я говорю о мудрости, это не значит, что внезапно я стал умным. Просто это означает, что я осознал Истину. Это Истина – что Я есть. Это то, что есть этот мир. Это то, что есть. Мудрость – это реализация того, что вы есть. Это – реализация Истины, одной-единственной действительной истины. Эта Истина не вопрос философии, науки, веры, верований или религии. Она – за пределами всего этого — далеко за пределами.

Вторым качеством, родившимся в рамках этого пробуждения, была невинность. Эта глубочайшая невинность порождает чувство вездесущей новизны в жизни. После пробуждения, ум больше не поддерживает и не сравнивает, таким образом, каждый момент переживается как новый, как это было бы в уме маленького ребенка. Взрослый ум имеет тенденцию принимать всё внутрь, сравнивая своё восприятие с унылым перечнем вещей, которые произошли в прошлом, и по существу поддерживают позицию: «Было то, сделало это». Это довольно сухо, бесстрастно, и скучно. Когда сравнения больше нет – возникает невинный ум. Эту невинность можно было также назвать смирением. Однако, лично мне, больше нравится слово невинность, так как я думаю, что оно находится ближе к фактическому переживанию.
Читать дальше →
6 апреля 2015, 19:11

Об аспектах основы...

Еще раз, думаю последний, стоит вернуться к этому разделу Учения, потому как до сих пор у некоторых людей нет четкого понимания о чем идет речь.

В моей модели все что может осознаваться, знаться, переживаться, чувствоваться — это ЭНЕРГО-ИНФОРМАЦИОННОЕ пространство.
С информационной составляющей вроде никогда не возникало недопонимания, мы УСЛОВНО разделили явления на физические, психические, ментальные!

Но вот с энергетической составляющей, возникают вопросы, но совершенно напрасно! ПОТОМУ КАК МНОГО РАЗ ПОДЧЕРКИВАЛОСЬ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ — не несет информации, и просто по-разному интерпретируется и переживается, поэтому возникли три САМЫХ РАСПРОСТРАННЕННЫХ СПОСОБА ЕГО ОПИСАНИЯ — ПРОСТРАНСТВО ПУСТОТНОСТИ, ПРОСТРАНСТВО ОСОЗНАННОСТИ-ВОСПРИЯТИЯ, ПРОСТРАНСТВО ПРИСУТСТВИЯ ЯВЛЕНИЙ( не путать с ощущением «себя» Я-ЕСТЬ)
Просто кто-то привык к слову ПРОСТРАНСТВО ВОСПРИЯТИЯ, но если спросить, никто не сможет объяснить что это, как и пространство пустотности. Это следует практиковать, это называется медитацией, а не спорить, как назвать, то что появляется в опыте медитации.

Раньше я давал вообще два аспекта — ОСОЗНАНИЕ-ЗНАНИЯ И ВСЕ! Но возникало много вопросов и пришлось УСЛОВНО разделить и информационный и энергетический, аспект. Мы оперируем концепциями все-же в рамках разделяющего ума, поэтому увы, разделение неизбежно, просто потому что одно понимается через «другое», таков механизм познания и другого нет.
Сейчас этот энергетический аспект, я вообще называю, отсутствие явления, возникающее вместе с его присутствием, таким образом даю введение в осознание этого явления таким
Читать дальше →
1 апреля 2015, 10:30

Дракон: об исцелении познающей природы...

Вопрос: на сатсангах вы часто говорите о «трезвости ума», «преодолении ментальных фантазий, в том числе на духовные темы», и вот в последнее время заменили это фразой «исцеление познающей природы». Является ли это тем, что называют Пробуждением?

Ответ: Ну, для начала, давайте определимся с познающей природой. Что я называю этим словом, это наша обычная способность к мышлению, описанию видимых объектов, интерпретации, оценкам, выводам. То есть если феноменальный мир явлений условно разделить на ментальные, физические, психические феномены, то это сектор ментальных феноменов. Изначально познающая природа возникла как способность ОПИСЫВАТЬ ЯВЛЕННЫЙ МИР… То есть если человек будет лишен органов чувств, но познающая природа будет здорова, она не сможет развить ни образное, ни конкретно-логическое, ни абстрактное мышление, потому как нет исходного материала — ВОСПРИЯТИЯ ЯВЛЕНИЙ!

Человек ведь почему называется «человек разумный»? Потому что этот навык — способность к мышлению — у него развит более, чем у всех «видов» на Земле. Но именно это и стало его проклятием. Хочется верить, временным. А зачем человеку описывать явления, интерпретировать, оценивать, делать выводы? И здесь есть два направления. Первое: коммуникационное, мы ведь общаемся при помощи слов, которые и есть символическое описание тех или иных явлений, которое можно выражать речью. И второе — это развитие и усовершенствование орудий труда и стремление к комфорту. Размышлять и усовершенствовать орудия труда, улучшать качество жизни – естественно для человека. Это привело к тому миру, который мы видим, где физический труд почти полностью заменен, где есть машины, самолеты, теплые туалеты, одежда и все прочие прелести жизни! Есть, конечно, свои минусы, но они связаны как раз не с этими ЕСТЕСТВЕННЫМИ проявлениями «познающей природы», а с ее заболеванием.

Теперь подробнее о том, что я называю «повреждением познающей природы». Это как раз то, когда она отклонилась от естественного функционирования в
Читать дальше →
31 марта 2015, 07:40

Ощущение присутствия


Из книги: «Сознание и Абсолют» Аудиоверсия книги

14-е июня, 1981

Спрашивающий: Постоянная ежедневная деятельность отупляет ум. Мне хотелось бы знать, как сделать ум бдительным.

Махарадж: Я не говорю об уровне тело–ума и о том, что происходит в мире. Я говорю лишь о вашей подлинной природе, а ваша подлинная природа – это ощущение присутствия, которое у вас есть сейчас. Это ваше сознание. Если сознание отсутствует, мир не существует для вас. Тогда нет ничего. Мир существует для вас, только когда вы сознательны. Таким образом, сознание, ощущение вашего присутствия – вот то, о чем я могу говорить.
Читать дальше →
29 марта 2015, 12:05

Дракон: о самадхи и сатори...

Вопрос: Прочитала вашу статью про «эго»! А как бы вы объяснили в этих терминах об «отождествленном» и «разотождествленном» Сознании, те проблески Понимания которые бывают у ищущих, вот я, например, уверена, что знаю это состояние разотождествленного, пробужденного Сознания?

Хороший вопрос. Да, так происхходит, однажды из «очарованности» от игры в отождествление Сознание начинает путь по разотождествлению, я его называю «путь разочарований»… В этот момент вы действительно полностью тотально разочаровываетесь в том, что духовность что-то даст вам.

Вот как об этом пишет Чогьям Трунгпа:

У нас имеется множество ожиданий, особенно если мы ищем духовного пути и связаны с духовным материализмом. Мы ждем, что духовность принесет нам счастье и покой, мудрость и спасение. Этот буквальный, эгоцентрический способ рассмотрения духовности необходимо полностью пересмотреть заново. И вот наконец, когда мы оставим всякую надежду на достижение какого-либо вида просветления, в то же мгновение начнет открываться путь.

И вот «путь разочарований» начался, и тут нет ни одного полностью одинакового случая, потому как все эти фиксации разделенного отождествленного индивидуального Сознания имеют полностью уникальный узор.
Поэтому я бы советовал всем ищущим просто ПРИНЯТЬ НЕИЗБЕЖНОСТЬ этого, если процесс начался он будет закончен, в этой или следующей жизни. Попробуйте не принимать это лично — это только усиливает напряжение, Сознание поиграло в отождествление, ему надоело и оно решило выйти из игры, и хорошо что не делает этого быстро, потому как на основании «отождествленного» «эгоистического» сознания сформировались все принципы существования не только в социуме, но даже на уровне организма тела-ума…
Теперь о тех экспириенсах, которые называются у нас сатори и самадхи. Сатори -это полностью пробужденное Сознание, полностью не отождествленное Сознание, просто это пока проблеск этого естественного видения, оно заканчивается потому что тенденции к отождествлению еще сильны.
Читать дальше →
25 марта 2015, 23:28

Дракон: различия между постижением и верой

Если происходит Постижение, Осознание иллюзорности и призрачности всех границ…
То мнимая «отдельность» более не отделяет, а вымышленная граница не ограничивает…
Это теперь просто способы смотреть на Реальность и выражать словами Бесконечное…
Но если такого Постижения нет…
То иллюзией и «глюком» становится всё «внутри» этих границ!..
А Реальностью становится некое «то, не знаю что», за их пределами и в это можно только верить…
Тем самым еще раз утверждается реальность «ограниченности», «отдельности», и конечно, самой границы!..
Тут же появляется тщательно замаскированный пограничник…
Должен же кто-то определять, что здесь «заграничное», «запредельное», а что нет!..
25 марта 2015, 06:40

На что похоже ригпа?

СЕРДЕЧНАЯ ДРАГОЦЕННОСТЬ СЧАСТЛИВЦА Введение в Дзогчен.

Почтительно приветствую своего учителя! Великий Гуру из Уддияны сказал: Не исследуй корни вещей, Исследуй корень ума! Найдя корень ума, Узнаешь одно, но тем самым освободится всё. Не найдя же корня ума, Будешь знать всё, но не поймешь ничего. Начиная медитацию о собственном уме, сядьте прямо, дышите естественно. Смотрите в пространство перед собой, не закрывая глаза и не открывая их широко. Думайте, что будете на благо всем живым существам – бывшим вашим матерям – наблюдать ригпа, лик Самантабхадры. Горячо молитесь своему коренному учителю, который неотделим от Падмасамбхавы, Гуру из Уддияны, и нераздельно объедините свой ум с его умом. Пребывайте в уравновешенном состоянии медитации. Однако, погрузившись в это состояние, вы недолго будете оставаться в этой пустоте, ясном состоянии ригпа. Ум придет в движение и станет активным. Он будет суетиться и перескакивать с одного на другое, словно обезьяна. То, что вы воспринимаете в этот период, – не природа ума, а всего лишь мысли. Если вы начнете вникать в них и следовать за ними, то окажетесь погруженными во всевозможные воспоминания, станете думать о всевозможных потребностях, планировать всевозможные дела. Вот именно такая деятельность ума некогда забросила вас в темный океан сансары, и нет сомнения, что она приведет к такому же результату и в будущем. Поэтому будет намного лучше, если вам удастся устранить эту вечно ширящуюся черную пелену неведения – свои мысли. Что будет, если вы сумеете разорвать цепь мыслей? На что похоже ригпа?

Оно пусто, прозрачно, ошеломительно, светло, свободно, радостно! Оно ничем не ограничено и не обозначено каким‑либо собственным рядом признаков. Во всей сансаре и нирване нет того, чего бы оно ни постигало. С безначальных времен оно, нерожденное, пребывает в нас. Мы никогда не расстаемся с ним, и всё же оно целиком за пределами области действия, усилия и воображения. Вы спросите, что же это такое – узнать ригпа, узреть его лик?
Читать дальше →