27 ноября 2011, 14:31

Введение в Веданту - Свами Даянанда Сарасвати (19)

Необходимость знания самого себя

Если существует решение исключительно человеческой проблемы постоянного стремления к завершенности, наполненности, тогда это решение может быть только в знании. Когда это стало мне ясно, когда я понял, что невозможно стать самодостаточным, адекватным существом через обретение или отказ от объектов, и в то же время я не могу отказаться от стремления к адеватности, тогда я знаю, что мне необходимо познать себя. Адекватность, к которой я стремлюсь, не может быть результатом процесса становления кем-то или чем-то. Никакое действие не может привести к безграничности, поэтому есть только один путь к разрешению проблемы — не через действия,а через знание.
Если моя проблема вообще решаема, она решаема только через познание себя. Для обретения безграничности, к которой я стремлюсь, я должен уже быть этим полностью адекватным и достаточным существом, чья адекватность скрыта под слоем невежества. Мне необходимы средства для уничтожения невежества.

прод.след.
25 ноября 2011, 19:41

Введение в Веданту - Свами Даянанда Сарасвати (17)

Знание не создается.


Обретение знания — это ничто иное, как избавление от невежества. В тот момент, когда я понимаю, что такое горшок, пропадает мое невежество относительно горшка. Таким же образом, когда я узнаю, что такое клетка, мое незнание клетки уходит в соответствии с моим знанием о ней.
Незнание — это то, с чем каждый рождается. Знание — это только избавление от невежества, агьяна нивритти. Появление знания — это не создание, сришти. Обретение знания — это только отбрасывание, избавление от невежества. Знание скрыто невежеством. Человек удаляет невежество, и тогда появляется знание. Знание — это не что-то созданное. Знание всегда есть Знание есть то, что есть.
Удаляя невежество, человек открывает знание.
агьяна-нивритти = гьяна
удаление невежества = знание.

Прод.след.
18 ноября 2011, 14:42

Введение в Веданту - Свами Даянанда Сарасвати (16)

Избавление от невежества

Невежество пропадает, когда обретается верное знание. Достоверное знание требует соответствующей праманы, достоверного инструмента, метода познания.
прама-каранам — знание-инструмент
праманам — метод знания.
Читать дальше →
6 ноября 2011, 17:52

Глава третья.Введение в Веданту - Свами Даянанда Сарасвати(8)

Бесполезное стремление

Из собственного опыта, зрелый мыслящий человек делает открытие, что безопасность и удовольствия не решают его основную проблему — его желание быть адекватным и свободным от ограничений — вне зависимости от полученных удовольствий и обретенной безопасности. Удовольствия, которые всегда зависят от благоприятного совпадения изменяющихся факторов, не длятся долго, и они не могут дать продолжающуюся наполненность. Ощущение безопасности ограничено временем по самой своей природе, и потери всегда сопровождают достижения. Безопасность не обеспечивается навсегда. Неадекватная личность, держась за ненадежные объекты, не может обезопасить себя. Недостаточный человек, накапливая моменты удовольствия, не становится более достаточным. Непрекращающаяся гонка за безопасностью и удовольствиями не меняет продолжающееся ощущение уязвимости и недостаточности у ищущего. Зрелая же личность понимает, что стремление к адекватности и самодостаточности через поиск артхи и камы — бесполезно. Также бесполезна попытка достичь адекватности через отказ от этих целей. Недостаточность не зависит от присутствия или отсутствия объектов. Она фокусируется на мне самом…

Прод.след.по мере перевода.
4 ноября 2011, 13:03

Введение в Веданту - Свами Даянанда Сарасвати(6)

Понимание адекватности — точка отсчета для самооценки

Каждый желает быть свободным от недостаточности, сфокусированной на нем самом. Почему неадекватность неприемлема? Мы можем только сказать, что существуют проблески адекватности. У меня есть некоторое понимание того, что это значит — быть достаточным и адекватным, потому я и не могу принять свою неадекватность. Ощущение адекватности появляется, когда у меня появляется свобода от восприятия себя как неадекватной, недостаточной личности. И такие ощущения возникают в жизни каждого человека. Когда человек переживает момент радости или удовольствия, на мгновение он ощущает себя достаточной личностью. Возникнет ли это ощущение от шутки или тонкого юмора, неожиданного открытия чего-то удивительного или обретения давно желаемого, или от какого-то чувственного удовольствия — когда мы ощущаем момент радости, как бы не был он быстротечен, мы видим себя в этот момент ни в чем не нуждающимися и счастливыми. Такие моменты есть в жизни каждого, как бы не были они редки. У каждого есть ощущение полного удовлетворения, достаточности, наполненности. Это ощущение нежелания чего-то менять становится точкой отсчета, относительно которой желание чего-то оценивается как несущественное. Невозможно считать что-то плохим, пока неизвестно хорошее. Нет неудовлетворенности, если неизвестно, что такое удовлетворенность. Но нам известна эта точка отсчета для удовлетворенности и адекватности.
У каждого бывают переживания наполненности, собственной адекватности. Именно поэтому каждый стремится быть адекватным и полным. У каждого есть инсайт, знание, опыт своей адекватности, свободы на мгновение от всех ограничений, и всех скрытых недостатков.
Поэтому человек стремится к безопасности, артха, и удовольствиям, кама, с помощью которых, как кажется, временами возможно обрести ощущение момента адекватности.Но это стремление обычно безрезультатно, а когда приносит результат, то ощущение адекватности длится всего лишь миг.

Продолж.след. по мере перевода Vidyananda Sarasvati.
30 июля 2011, 13:22

ТРИПУРА-РАХАСЬЯ.

.....«Поэтому мудрецов можно разделить на различные категории.

69. „О потомок рода Бхригу! В состояниях джнаны существуют различия, характеризуемые аспектами и отношениями разума и разнообразием проявлений деятельности, обусловленной этим.

70-77. “Такие различия весьма очевидны в Брахме (Творце), Вишну (Хранителе) и Шиве (Разрушителе), которые являются джнани (мудрецами) по самой своей природе. Это не означает, что джнана (реализация) допускает разнообразие. Эти отношения зависят от их васан (предрасположенностей) и окружения. Они – Владыки вселенной и всезнающие. Их джнана чиста и не загрязнена тем, что они делают. Цвет лица джнани может быть светлым или тёмным, но ни его джнана, ни качества его ума от этого никак не зависят. Посмотри на различия в трёх сыновьях Атри, а именно, на различия в Дурвасе (относящегося к аспекту Шивы и считающегося чрезвычайно раздражительным), Чандре (луне, аспекте Брахмы и считающегося мужем двадцати семи созвездий – дочерей Дакши) и во Мне самом (Даттатрее, аспекте Шриман Нараяны или Вишну, считающегося идеалом святых, бродячих аскетов, которые странствуют обнажёнными в лесах, и т.д.). Васиштха (один из величайших риши, известный как семейный наставник царей Солнечной династии) всегда соблюдает строжайшую приверженность исполнению долга и обрядов, предписанных священными писаниями; в то время как Санака, Санандана, Санатсуджата и Санаткумара (четыре сына, рождённые волей Брахмы и получившие наставления у Нарады) – пример отшельников, абсолютно безразличных к любой деятельности, включая религиозные обряды; Нарада – идеал бхакти (преданности Богу); Бхаргава (Сукра, известный наставник асуров, которые постоянно воюют с богами) поддерживает врагов богов, в то время как равно великий мудрец Брихаспати (Юпитер, наставник богов) поддерживает богов в борьбе с их врагами; Вьяса постоянно занят составлением Вед и распространением их истины в форме Махабхараты, пуран и упапуран; Джанака известен как аскетический царь; Бхарата (Бхараатаа) похож на идиота; можно привести в пример и многих других.

78. „Существует множество других личностей с индивидуальными характеристиками, таких как Чьявана, Яджнавалкья, Вишвамитра и т.д. Тайна всего этого заключается в следующем.

79. “Из трёх типичных вышеупомянутых васан васана действия является наиболее могущественной, и она относится к невежеству.

80-83. „Те лучшие, кто свободны от всех васан, и особенно от наименьшего следа васаны действия. Если личность свободна от ошибки неверия в поучения учителя, то васана желания, не будучи слишком серьёзной преградой на пути к реализации, уничтожается практикой созерцания и размышления. В подобном случае не требуется ярко выраженного проявления бесстрастия. Таким людям не нужно постоянно погружаться в изучение священных писаний или получение предписаний от учителя – им нужно заниматься непосредственно медитацией и входить в самадхи, венец наивысшего блага. И тогда их жизнь всегда будет похожа на жизнь дживанмукт (освобождённых при жизни).

84-86. “Мудрецы, обладающие тонким и ясным разумом, не считали разумным на этом этапе уничтожать свои желания и т.д., например, принудительно заменяя одни мысли другими, ибо желания не скрывают из виду реализацию. Поэтому их желания продолжают проявляться даже после реализации, как и до её наступления. И при этом они не запятнаны такими васанами. Они считаются освобождёнными и имеющими различные взгляды. Они также считаются наилучшей категорией джнани.

87-90. „Парашурама, если чей-то ум цепляется за невежество, выраженное в потребности деятельности, то такой индивидуум не может надеяться на реализацию, даже если сам Шива возьмётся поучать его. Равно как и человек, отмеченный ошибкой безразличия к поучениям или неправильного их понимания, не сможет достичь реализации. С другой стороны, если кто-то только слегка подвержен влиянию этих двух васан и, при этом, намного больше подвержен влиянию васаны желания или амбиций, то такая личность благодаря многократному слушанию о святой истине, её обсуждению и созерцанию, несомненно достигнет цели, хоть и только со значительными трудностями и через долгое время. Деятельность такого мудреца будет небольшой по размеру, ибо он полностью поглощён своими усилиями, направленными на реализацию.

91. “Мудрец такой категории, благодаря своей длительной практике и строгой дисциплине, обуздал свой ум настолько хорошо, что предрасположенности (тенденции) полностью уничтожены, и его ум уже как будто умер. Он относится к средней категории в схеме классификации мудрецов, и его называют мудрецом, у которого нет ума.

92-94. „Последняя категория, низшая среди мудрецов, – это те, чьи практика и дисциплина не достаточно совершенны, чтобы уничтожить умственные предрасположенности. Их умы всё ещё активны, и такие мудрецы считаются связанными со своими умами. Они лишь едва являются джнани, и они – не дживанмукты, как представители двух других категорий. Они кажутся сопереживающими удовольствия и боль жизни, подобно любому другому человеку, и продолжают поступать так до конца своей жизни. Они будут освобождены после смерти.

95-96. “Прарабдха (прошлая карма) полностью бессильна в отношении средней категории, представители которой уничтожили свои умы длительной практикой.

»Ум – это почва, в которой прорастает семя, а именно, прарабдха (вырастая в удовольствия и боль жизни). Если почва бесплодна, то семя теряет свою силу и способность к росту из-за слишком долгого хранения, и становится бесполезным…
13 ноября 2011, 13:32

Введение в Веданту - Свами Даянанда Сарасвати (13)

Свобода от неадекватности — уже достигнутая цель

Первые три человеческие цели, дхарма, артха и кама, основанные на этических нормах стремления к безопасности и удовольствиям, имеют дело с тем, что еще не достигнуто, с целями, которые отдалены от ищущего во времени и в пространстве, и должны быть достигнуты с помощью усилий. Усилие по своей природе является ограниченным и потому приводит к ограниченным результатам.
Четвертая человеческая цель, свобода от неадекватности, безграничность, мокша, не является и не может быть результатом ограниченного усилия. Свобода от неадекватности, мокша, не может быть тем, что еще не достигнуто, не может быть целью, достигаемой с помощью усилий. Возможно тогда, что мокша является уже достигнутой целью, скрытой от ищущего его невежеством. Исследование природы адекватности показывает, что это является единственной категорией, к которой можно отнести мокшу.
Если мокша, свобода от неадекватности, уже достигнута, это значит что я, как владелец очков желающий найти очки, уже адекватен, и желаю быть адекватным. Я и есть адекватный я, и я ищу своей адекватности; это может обозначать только то, что каким-то образом невежество скрывает меня-искомое, от меня-искателя.

Прод. след.
12 ноября 2011, 13:08

Введение в Веданту - Свами Даянанда Сарасвати .

Природа достижения

Жизненные достижения могут быть двух категорий. Первая категория, которую мы все знаем очень хорошо, это достижение еще не достигнутого, апраптасья прапти. Вторая категория тоже встречается нередко, но гораздо менее узнаваема — это достижение того, что уже достигнуто, праптасья прапти.
То, что еще не достигнуто, может быть достигнуто во времени и пространстве с помощью усилий. Дом, которого у тебя еще нет, супруг, дети, деньги, слава, здоровье, — все, чего нет сейчас, требует достаточных продолжительных усилий для достижения.
Читать дальше →
9 ноября 2011, 18:38

Введение в Веданту - Свами Даянанда Сарасвати (11)

Исследование природы себя — атма-вичара

По отношению к самому себе существуют противоположные ощущения. В основном, из опыта, я ощущаю себя неадекватным; но есть, тем не менее, моменты, когда я чувствую что я адекватен, не желаю ничего, достаточен и полноценен.
Тогда возникает вопрос — адекватен ли я, или неадекватен? Есть опыт, поддерживающий и одно заключение, и другое. Или, возможно, следует заключить, что я обычно неадекватен и временами адекватен, или что я в основном адекватен, и неадекватен лишь временами? Если заключения таковы, тогда мне надо подумать, как я становлюсь неадекватным, если на самом деле я адекватен, или наоборот. Такие раздумья требуют исследования.
Исследование, необходимое для разрешения вопроса о само-адекватности называется атма-вичара. «Атма» значит «я» сам, а «вичара» — исследование.
Исследование себя, или атма-вичара, необходимо, потому что у меня есть набор из двух противоположных ощущений самого себя. Мой непрестанный поиск объектов в надежде, что они сделают меня адекватным, показывает, что я ощущаю себя неадекватным. Обычно у меня есть ощущение недостаточности. Из-за этого продолжающегося ощущения недостаточности я заключаю, что я неадекватен. Но временами я ощущаю моменты адекватности. Из-за существования таких моментов я знаю, что значит быть адекватным. Эти случающиеся ощущения адекватности делают преждевременными любые заключения о моей неадекватности. Вопрос стоит оставить открытым, для разрешения противоречий необходимо исследование. Я должен исследовать мои ощущения, чтобы увидеть, какие из них верно отражают действительность, а какие иллюзорны.