11 июля 2021, 15:33

Шесть Йог Наропы

Согласно линии Ламы Пакмо Друпа Шесть Йог Наропы перечислены следующим образом: йога внутреннего тепла; йога иллюзорного тела; йога ясного света; йога переноса сознания в высшие сферы; йога переноса сознания в другое тело (форсированной проекции); йога бардо.
При таком расположении Шести Йог Наропа, йога внутреннего тепла является основанием всех йог; йоги иллюзорного тела и ясного света сгруппированы вместе как основные или собственно практики для получения переживания просветления; и йоги переноса сознания в высшие сферы и переноса в другое тело являются вспомогательными приложениями или ответвлениями. Таким образом классифицируются пять йог из шести; шестая, йога бардо, считается как ответвлением йоги иллюзорного тела, как и третьей вспомогательной практикой.
Другими словами, первые три йоги – внутреннего тепла, иллюзорного тела и ясного света – являются реальными методами для достижения просветления в течение одной жизни. В последних трёх йогах – переноса сознания в высшую сферу, переноса сознания в другое тело и йога бардо – возникает необходимость только тогда, когда просветление не достигнуто, а смерть близка, и в последний момент приходится прибегнуть к насильственному методу. Первый Панчен Лама описывает это следующим образом в труде «Золотой Ключ: Глубинное Руководство к Шести Йогам Наропы»:

Идея заключается в том, что если человек не сможет завершить все практики, ведущие к просветлению до того, как смерть придёт разрушить сосуд тела, тогда для того, чтобы завершить исполнение целей своих и других людей, практикующий применяет либо йогу переноса, либо проекции сознания в другое тело. В противном случае, если практикующий не способен осуществить этот перенос, или если он вместо этого желает попытаться достичь окончательного просветления в бардо, тогда для этого существует доктрина йог бардо.

Как в более длинном, так и в кратком трактатах о системе Шести Йог («Книга Трёх Вдохновений» и «Практическое Руководство по Шести Йогам») Лама Дже Цонкапа
Читать дальше →
24 июня 2021, 19:52

О прямой уверенности в освобождении возникающих мыслей

Если к этому моменту вы еще не обрели уверенности в методе самоосвобождения и практикуете лишь медитацию успокоения ума, то вам не подняться выше уровней самадхи мира богов. Подобная медитация не поможет преодолеть такие эмоции, как привязанность и отвращение. Она не может остановить поток становления кармы. И самое главное, она не принесет вам глубокой уверенности прямого понимания. Именно поэтому так важно увериться в методе освобождения. Иногда вас охватывает сильнейшее вожделение по отношению к желанному объекту, или вспыхивает непреодолимое отвращение к объекту неприязни, бывает, что вы несказанно счастливы по поводу удачи и повышения материального благополучия или омрачены горестью потерь и страданиями во время болезни. Эти ситуации — великолепная проверка силы вашего ригпа. Распознайте мудрость, лежащую в основе освобождения. Поэтому в коренном тексте сказано: «Если тем временем возникнут радость или печаль, привязанность или отвращение...»
Когда бы вы ни испытывали сильное вожделение или отвращение, радость или печаль, вы способны продолжать практику пребывания в естественном состоянии, потому что уже были напрямую ознакомлены со знанием изначального состояния ригпа. В комментариях сказано: «Эти ситуации — великолепная проверка силы вашего состояния ригпа». Здесь задача в том, чтобы не терять основу освобождения, знание изначального состояния, саморожденное ригпа, прямое введение в которое вы уже получили.
Если в вашей практике отсутствует ключевой момент «освобождения в момент возникновения», то даже тончайшие мысли незаметно прокрадутся в ваш ум и породят новую сансарическую карму. Поэтому основным моментом практики должно стать поддержание одновременности возникновения и освобождения каждой появляющейся мысли, грубой или тонкой, так, чтобы от нее не осталось даже следа. Итак: «Рассудочные мысли, чередой идущие одна за другой...»
И хотя мысли продолжают появляться, вы не позволяете им созреть до состояния тонких заблуждений и смятения, но и не
Читать дальше →
1 июня 2021, 21:28

Семь уровней Сознания

Sapta Pramatras (семь уровней восприятия)
В процессе эволюции Сознания последователи Кашмирского Шиваизма выделяют семь уровней развития Сознания. Господь Парамашива — это чистое Сознание. В своем имманентном аспекте Парамашива становится индивидуальным Я с ограниченным сознанием на семи этапах — Шива, МантраМахешвара, Мантрешвара, Мантра, Виджнянакала, Пралайакала и Сакала. Шива — первый Праматра, сохраняет неразделенное Сознание. Когда первое движение или вибрация(спанда) возникает в Шиве, Его шакти или силы начинают обнаруживать себя. Шакти-таттва, следующая по порядку, является источником всего творения. Со следующей категории — Садашива-таттва — начинается различие между познающим(грахака) и познаваемым(грахья). Здесь познающий называется Мантра Махешвара.
Следующими по порядку идут Мантрешвара в Ишвара-таттве и Мантра в ШуддхаВидья-таттве. Три индивидуальных самости — МантраМахешвара, Мантрешвара и Мантра, всеведущи и свободны от мал или загрязнений, но они обладают меняющимся(не постоянным) опытом Единого Сознания. Различия этих трех стадий — в уровне сознания в отношении дифференциации субъекта и объекта.
За ШуддхаВидья-таттвой и Майя-таттвой идет Виджнянакала. Она свободна от майя-малы и карма-малы, но обладает анава-малой. У нее есть джняна и иччха, но нет кармы. Она всеведуща и вся вселенная — единый объект для него.
Когда индивидуальная душа облекается майей, канчуки и антахкарана, она называется Пралайякала. У нее нет физического тела и органов чувств(сукшма шарира). Ее видение определяется или ограничивается пятью канчуками и пурьяштака — тонким телом, состоящим из пяти танматр, ума(манаса), эго(ахамкары) и интеллекта(буддхи).
Когда индивидуальная душа с пурьяштака связана с физическим телом и органами чувств, она называется Сакала. Она связана с тремя малами или загрязнениями. Первое загрязнение — анава. Это врожденное невежество, которое является результатом ограничения силы воли (иччха шакти). Майя-мала — ограничение силы изначального
Читать дальше →
6 мая 2021, 19:09

Молитва

У: Роберт, когда вы советуете молиться, как молиться? Например: «Да будет воля Твоя»?

Роберт:… Вы просто молитесь вот так: «Господь, нет ничего, чего бы я желал, нет ничего, в чем я нуждаюсь, нет ничего, чего я хочу, кроме Твоей милости. Покажи мне путь. Люби меня, веди меня. Я отдаю Тебе мое тело, мои проблемы, мой ум, мое сердце, бери это, все это Твое. Да будет воля Твоя, а не моя». Вот так.

Роберт Адамс. Исповедь Джняни
30 октября 2020, 11:04

"ленивая" интерпретация адвайты,

Сегодня в мире очень популярна так называемая «ленивая» интерпретация адвайты, которую можно назвать нео-адвайтой. Как говорит один из современных учителей: «Ты можешь назвать мое учение мягким или ленивым путем. Основной принцип в том, что события просто случаются.»

Суть этого «ленивого» учения:
Личность нереальна, поэтому у нее нет свободы воли. Все предопределено. Нет индивидуального деятеля, нет личного действия. Никто ничего не делает, все просто случается. Результат не зависит от наших усилий. Мы можем всю жизнь добиваться чего-либо и так и не добиться, и наоборот, получить что-то случайно, не добиваясь и не прикладывая никаких усилий.

Отсюда делается несколько выводов:
1) Для реализации/освобождения/просветления не нужно прикладывать никаких усилий. Если это предопределено определенному механизму тела-ума, это с ним все равно случится, а если нет — бесполезно стараться, все равно ничего не получится.
2) Поскольку просветление может произойти в любой момент с любым человеком, у такого просветленного будут сохранятся все привычки и реакции, характерные для него до просветления. Он может оставаться раздражительным, гневным, злобным, сладострастным, жадным и т.п., поскольку все это — свойства конкретного механизма тела-ума. Смысл просветления в исчезновении ощущения личного действия и личной вовлеченности. Злится или раздражается не кто-то, не личность. Действие, злость, раздражение и т.п. просто происходят, случаются, проявляются через определенный механизм тела-ума.

Такое учение с радостью принимается многими людьми, поскольку оно отрицает необходимость каких-либо усилий и позволяет любому человеку считать себя просветленным.

Ошибка этого учения состоит в смешивании двух основных положений адвайты — об относительной и абсолютной истине.

Действительно, адвайта утверждает, что в реальности нет никакой независимой личности, обладающей свободой воли. Реально существует только одно единственное Сознание, Абсолют или Брахман, все остальное — иллюзия
Читать дальше →
15 апреля 2020, 13:42

Самоизоляция

Примерно 7 лет назад со мной приключилась история похлеще, чем происходит сейчас со многими людьми. Тогда была действительно самоизоляция, сопряженная с полным разрушением внутреннего и внешнего мира на грани суицида. За полгода моя жизнь перевернулась с ног на голову.

Сначала в тюрьму начали сажать наших ребят за митинг 6 мая. Под угрозой посадки был и я. Потом ФСБ заблокировала все счета, с которых нам платили зарплату. Следом случилось наводнение в Крымске, которое сильно изменило мое отношение к людям по обе стороны баррикад — я начал понимать обе стороны и замечать тех, кто болтает и тех, кто что-то делает. Для меня перестало существовать понятие «враг» или «чужой» — я совершенно чудесным образом проникся каким-то пониманием и состраданием ко всем людям, как бы они не поступали.

Одновременно с этим я видел изменения, которые происходят в том мире, которому я себя отдал. В нем единство превращалось в разрозненность. А мне этого очень не хотелось.

Я начал разбираться, что такое оппозиция, что такое власть, что за люди там, что они делают, что говорят. Когда я понял, что это огромный бизнес и игра, то поучаствовал в написании доклада о протестном движении вместе с прокремлевским фондом, которым и сейчас руководит бывший глава внутренней политики Администрации Президента. Мне было интересно разобраться что к чему более детально, поближе узнать людей и с другой стороны тоже.

Была целая команда профессионалов, и я не понимал, что там делаю я. Мы рисовали психологические портреты каждого лидера, проанализировали множество речей с митингов и СМИ, анализировали социологические данные, выстраивали хронологию развития событий, анализировали причины и последствия. Было очень интересно. Тогда я не понимал, что меня как ребенка хорошенько поюзали в пиар целях, но не в этом суть.

Когда этот доклад вышел в свет, на меня полилась волна ненависти от тысяч людей. В интернете, в СМИ, живьем. Голоса оппозиции, будь то Навальный или Собчак, всю эту бурю подогревали.
Читать дальше →
15 ноября 2019, 18:06

САДХАНА И МИЛОСТЬ

У. Познание Бога ведется с незапамятных времен, но сказано ли здесь последнее слово?

М. (Какое-то время сохраняет молчание).

У. (Озадаченный). Молчание Шри Бхагавана служит ответом на мой вопрос?

М. Да. Мауна это Ишвара-сварупа.

Священный текст утверждает:

«Истина Высочайшего Брахмана провозглашена посредством Красноречия Тишины».

У. Говорят, Будда игнорировал такие вопросы о Боге.

М. Да, и за это его называли шунья-вадин (нигилист). По существу, Будда больше интересовался направлением искателя к практике осознания Блаженства здесь и теперь, чем академическими дискуссиями о Боге.

У. Бога описывают как проявленного и непроявленного. В первом случае говорят, что Он включает мир как часть Своего Бытия. Если это так, то мы как часть этого мира должны легко познать Его в проявленной форме.

М. Прежде чем решать вопросы, касающиеся природы Бога и мира, познайте себя.

У. Мое самопознание включает познание Бога?

М. Да, потому что Бог — внутри вас.

У. Что же тогда стоит на пути познания мною себя, или Бога?

М. Ваш блуждающий ум и извращенные пути.

У. Но я — только слабое творение Господа. Так почему же высшая сила Господа внутри меня не удалит эти препятствия?

М. Он удалит их, если у вас будет устремленность.

У. Почему бы Ему не создать устремленность во мне?

М. Тогда отдайте себя Ему.

У. Если я полностью отдам себя, то молитва Богу уже не будет необходимой?

М. Отдача себя является самой могущественной молитвой.

У. Но разве не нужно уяснить природу Господа, прежде чем отдать себя Ему?.

М. Если вы верите, что Бог сделает для вас все, что вы от Него хотите, то отдайтесь Ему, а в противном случае оставьте Бога в покое и познайте себя.

У. Бог или Гуру хоть как-то заботятся обо мне?

М. Если вы ищете того или другого — а в действительности их не двое, они суть Единство и Тождество, — будьте уверены, что они ищут вас с гораздо большей озабоченностью, чем вы даже можете себе представить.

У. У Иисуса есть притча
Читать дальше →
10 сентября 2019, 22:24

Притча об отношении (снова про не-2, я и то, что я воспринимаю - не-2)

Это было давным-давно. Но эта история до сих пор жива.
Один седой человек сидел около оазиса, у входа в один восточный город. К старику подошел юноша и спросил:
– Я ни разу здесь не был. Скажи мне, Старик, а какие люди живут в этом городе?
Старик ответил ему вопросом:
– А какие люди были в том городе? В том, из которого ты ушел?
– Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда!
– Что ж. Не повезло тебе. И здесь ты встретишь точно таких же людей, – ответил ему старик.
– Что ж, пойду погляжу на город.
Юноша пошел дальше к городу.
Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал такой же самый вопрос:
– Я здесь ни разу не был. Скажи мне, старик, какие люди живут в этом городе?
Старик ответил тем же:
– А скажи, сынок, а какие люди были в том городе? в том, откуда ты пришел?
– Мне приятно ответить на твой вопрос, старик. О, это были добрые, гостеприимные и благородные люди. У меня там было много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться. Мне так не хотелось уходить.
– О! как! Повезло тебе! Ты найдешь таких же людей и здесь, – с улыбкой ответил старик.
– Большое спасибо тебе, старик. Дай Бог тебе здоровья на долгие годы! Пойду, посмотрю на этот город!
Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба разговора. И как только второй человек ушел, он обратился к старику с упреком:
– Как ты можешь так бросать слова на ветер? Ты же дал два разных ответа на один и тот же вопрос. Да и кто ты, чтобы судить о людях в этом городе?
Старик молча выслушал купца. И ответил:
– Сын мой, мне приятно, что ты принял так близко к сердцу смысл моих слов. Вижу, тебе не безразлично то, что люди говорят друг другу.
Но мои слова не были сказаны просто так.
Каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях, откуда он пришел, здесь и тем более не найдет ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдет верных и преданных друзей. Ибо,
Читать дальше →
10 сентября 2019, 22:18

Поиск дервиша

Кто такой дервиш?



Значение слова дервиш – «порог». Дервиш стоит на пороге между мирами, между рабством и свободой, держа открытой дверь в сторону свободы. Дервиш – это тот или та, кто способен видеть суть происходящего и действовать соответствующе, никогда не поддаваясь поверхностным впечатлениям.

За всем тем, что мы знаем, находится первопричина, которая нам неизвестна. Если спросить кого-либо, откуда он появился на свет, ответом будет ссылка на маму. На вопрос, откуда взялась мама, последует дальнейшая ссылка на ее маму и так далее. Рано или поздно мы приходим к моменту, когда услышим: «Я не знаю».

«Я не знаю» является на самом деле искомым источником. Как бы много мы ни знали, всегда остается некая неопределенность, которая представляет собой непознанную сущность, непознанный Первоисточник всего сущего. Религиозный человек скажет, что этот Первоисточник существует, и именно этот Первоисточник всех нас создал, он есть Творец всего, и потому достоин поклонения. Но дервиш не тот человек, который будет удовлетворен боготворением или разговорами о Нем. Дервиш скажет: «Давайте найдем Это». Поиски «Этого» называются поиском дервиша.

Если существует проявление, невозможно отрицать существование причины этого проявления. Если проявленное находится в конкретном месте, с этого места резонно начинать поиски источника. Представьте себе, что вы сидите в темной комнате. Внезапно вы видите на полу крошечную точку света. Если есть пятно света на полу, значит где-то: в потолке, в стене или в ставнях – есть отверстие. Если проследить глазом направление падения луча, можно обнаружить то место, откуда в комнату поступает свет. Луч света приведет вас к источнику света. Если в стене сотня дырок, то вы увидите сотню лучей света. Но это вовсе не означает, что снаружи находится сотня источников света. Сколько бы миллионов точек света не было, свет будет один и тот же. Если вы закроете одну дырочку и откроете другую, это не значит, что свет перейдет из закрытого прохода в
Читать дальше →