25 августа 2025, 21:49

Устойчиво узнающий себя во сне не растеряется и в смерти

Я сказал, что бардо являются возможностями, но что именно в бардо позволяет нам использовать те возможности, которые нам предоставляются? Ответ прост: все они являются различными состояниями и различными реальностями ума.
Обучение в традициях буддизма подготавливает нас к точному познанию, посредством медитации, различных взаимосвязанных аспектов ума, и учит умело входить в различные уровни сознания. Существует отчетливое и точное соотношение между состояниями бардо и теми уровнями сознания, которые мы переживаем в цикле жизни и смерти. И в то время, как мы перемещаемся из одного бардо в другое, как в жизни, так и в смерти, происходит соответствующее изменение сознания, с которым мы можем, посредством духовной практики, хорошо ознакомиться и, наконец, полностью его понять.
Поскольку тот процесс, что разворачивается в посмертных бардо, основан в глубинах нашего ума, он и в жизни проявляется на многих уровнях. Например, есть очень сильное соответствие между степенями тонкости сознания, через которые мы проходим во сне и при сновидениях, и тремя бардо, связанными со смертью:
Погружение в сон сходно с бардо умирания, когда процессы и элементы мысли распадаются, открывая переживание Основной Светоносности.
Видение сновидений сходно с бардо становления, промежуточным состоянием, в котором вы обладаете ясновидящим и очень подвижным «ментальным телом», претерпевающим всевозможные происшествия. В состоянии видения снов мы тоже обладаем сходным видом тела – телом сновидения, находясь в котором и переживаем все происшествия жизни в сновидении.
Между бардо умирания и бардо становления лежит очень особое состояние светоносности или Ясный Свет, которое, как я уже упоминал, называется бардо дхарматы. Переживание этого происходит со всеми, но лишь очень немногие могут даже заметить, не говоря уже о том, чтобы полностью воспринять его, потому что узнать его может только тот, кто тренирован и практикует учение. Это бардо дхарматы соответствует периоду после засыпания и до начала
Читать дальше →
24 августа 2025, 10:53

Совесть...

Совесть. Чистая совесть. Жить по совести… Часто слышим эти слова. Но хорошо ли понимаем, на что они указывают?

Совесть — это со-Весть. Причастность к Божественному разуму или воле Бога. Тому, из чего возникает наш мир. Свету мира…

Он светит всем, как солнце. И несëт плоды в виде любви, радости, умиротворения, милосердия, сострадания, полноты существования. Но попадая в туман иллюзии и темноту отдельных форм, искажается, разрушается, угасает. Его отражения и преломления превращаются в страх, похоть, гордость, тщеславие, гнев. И делают людей, добрых по своей природе, злыми и завистливыми. С поврежденной совестью. А то и без еë признаков. Если она сгорит…

Поэтому… Совесть всегда чиста. Грязной еë делают мысли, слова и поступки, противоречащие воле Бога. Закону, управляющему нашим миром. И тогда становится понятным, что такое «жить по совести». Это значит — жить по Закону, по воле Бога. А не против Него…
22 августа 2025, 20:18

менянет (продолжение)

… хм… а что меняет)?
скорее, бывает :) это слово довольно популярно. Вот и захотелось разобраться и, может быть, внести ясность в суть вопроса…

менянет очень хорошо «проявляется» в созерцании, когда поток восприятия свободно проливается через органы чувств при молчащем уме. Происходящее просто знается без думания, какой-либо вовлеченности и окраски эмоциями. Никакого цепляния за ощущения и укоренившиеся идеи нет. Субъект и объект едины, никого не найти кроме самого потока.

Так что вы например под «тонким» понимаете… И материнским и отцовским?

Говоря о «тонком», я исхожу из общепринятого трехуровневого представления об уме как о грубом, тонком и очень тонком. Соответственно, тонкие отождествления происходят на тонком уровне, идей и представлений, а грубые — на грубом, телесном.

Материнский или пассивный аспект ума выражается в его способности знать. А отцовский или активный — действовать, реагировать на знание. Если о первом говорят в том или ином виде много, то о втором либо молчат либо отрицают его.

Еще раз напомню отрывок из ТКМ, который, как мне кажется, явно на это указывает…

«Твое сознание, лишённое формы и воистину пустое, и твой разум, сияющий и блаженный, — оба они неразделимы. Их единство и есть Дхарма-кайя Совершенного Просветления.

Отец — это Блаженство; Мать — Пустота, воспринимающая его; Отец — Сияние, Мать — Пустота, вбирающая его.

45
Тиб. р и г п а — «сознание», в отличие от познавательной способности, с помощью которой оно сознаёт себя. Обычно ригпа и шериг — синонимы, но в такой глубоко философской книге, как Бардо Тёдол, ригпа означает наиболее чистый и духовный (т. е. надмирный) аспект сознания, а шериг указывает на сознание в более грубом, но абсолютно духовном аспекте познания феноменов.
В этой части Бардо Тёдол, в которой психологический анализ сознания или ума особенно глубок, мы переводим ригпа — «сознание», а шериг — «разум» или же, в зависимости от контекста, ригпа — «сознание», а шериг —
Читать дальше →
22 августа 2025, 07:31

при чём тут забор?

Забор, как многие догадываются, это сооружение, которое служит преградой для проникновения вовнутрь территории или удерживания на ней кого либо. При этом заборы бывают разные: декоративные и монументальные, деревянные и железобетонные, жёлтые или зелёные. Всё зависит от пристрастий, целей и наличия ресурсов. Но что любопытно, обсуждая тему забора, люди нередко увлекаются его характеристиками, свойствами, забывая о предмете обсуждения, и, хотя, поминают его всуе, всё же приоритет отдаётся «деревянности» или «зелёности».
Читая какофоническую гамму чувственных отзывов-смыслов, невольно приходишь к мысли, что всё увиденное сродни узорам облаков, где каждый видит своё (лица, кони, знаки…) Но не дай бог кто вспомнит «о заборе» или, глядя на «облака», скажет – облака, тут ты и попался, негодяй.
19 августа 2025, 15:34

Спастись может каждый...

Наш мир так удивительно и разумно устроен, что дает возможность любому человеку спастись… От греха, страсти, уныния, страданий, страха, обыденности…

Счастливые не ищут спасения. К этому могут прийти лишь несчастные. Которые устали от жизни. Или, наоборот, боятся еë потерять. И совершенно неважно, где и в каком статусе пребывает человек. На вершине человеческой славы или в пропасти изгнания. На троне, в тюрьме или в больнице. В расцвете сил или на смертном одре…

Потому что спасение — это преображение. Внутреннее, а не внешнее. И никогда и никому не поздно. Лишь бы успеть, пока глаза открыты…