19 августа 2015, 01:27

"Другое" одиночество (Пема Чодрон)

Обычно мы считаем одиночество своим врагом. Будучи одинокими, мы ощущаем острую боль в сердце но ведь мы хотим совсем не этого. Нашему сердцу тревожно, у него горячка и желание как можно скорее сбежать в чьи-то объятия, найти себе компанию. Но стоит остановиться на полпути, успокоиться, и мы вступим с одиночеством в особые отношения: в них нет страха, есть только тишина и безмятежность, переворачивающие наш привычный мир с ног на голову.
Такое «другое» одиночество обладает шестью характеристиками: свобода от желаний, удовлетворенность, никаких лишних действий, дисциплинированность, отказ от блужданий в мире фантазий и отречение от поиска убежища в рассуждениях.
Остановимся на первой характеристике — свобода от желаний.
Читать дальше →
15 августа 2015, 21:20

Чувство разделения в Теле. Руперт Спайра

Чувство разделения начинается с мысли, которая исключительно идентифицирует наше Я с телом. С момента, когда эта мысль возникает, а она всегда возникает теперь, наша истинная природа из прозрачного присутствия, кажется, становится плотной, твердой, материальным Я, то есть, по-видимому, она, похоже, становится телом.

Мы не просто думаем, что мы — ограниченное, обнаруженное Я, мы чувствуем это.

Все мысли, которые вращаются вокруг воображаемого внутреннего Я отзываются эхом или отпечатком в организме, что длится долго даже после того, как чувство отделенности растворится. Таким образом, тело становится безопасным убежищем для чувства разделения.

Мы можем бесконечно говорить о неограниченной природы осознания, но все это время отделенное внутреннее Я сидит удобно в организме.

На самом деле, говорить бесконечно о природе сознания, о том как все возникает в сознании, как нет отдельной личности, ничего невозможно сделать и некому это делать и т.д., может стать дымовой завесой для гораздо более глубокого чувства разделения, которое слишком неудобно для встречи полностью и честно.

Во многих случаях понимание, что «все есть сознание, что никого здесь нет, что нечего делать» было присвоено внутренним Я, которое покрыло тонким слоем наши гораздо более глубокие чувства разлуки и несчастья. Это положило начало новой религии недвойственности.

Для того, чтобы оправдать чувства раздражения, грусти, неполноценности, возбуждения, одиночества и т.д., которые все еще сохраняются, и примирить их со своим новым просветленным статусом, мнимое Я, через запутанные рассуждения, убеждает себя в том, что все эти чувства просто возникают в сознании и сделаны из него.

В результате, счастье и несчастье считаются одинаковыми проявлениями в осознании с невозможностью выбора между ними. Таким образом, отделенное внутреннее Я остается нетронутым, скрытым в теле, подсознательно диктующим свои мысли, чувства, действия и отношения.

Рано или поздно покров начинает трещать и
Читать дальше →
12 августа 2015, 11:27

Пояснения к питерскому сатсангу: о трех видах опыта и о трех условных контрагентах этого опыта.

1. Чтобы любой опыт был возможен, осознавался, переживался, знался, воспринимался, должна уже иметь место игра в ограниченность, где контрагент опыта должен быть отделен от опыта и находиться на неком «расстоянии» от него! ЭТО И ЕСТЬ ИГРА В ОГРАНИЧЕННОСТЬ. Этот «контрагент» опыта может быть назван «номинальным субъектом» — это синонимы.

2. Существует три вида опыта.

НАДИНДИВИДУАЛЬНЫЙ — опыт неких переживаний и состояний (например, все виды самадхи и созерцание мира без названий), так же «выход из тела», в котором сам организм воспринимается как часть проявленного мира, без выделения в качестве субъекта. Контрагентом этого опыта является осознание, которое и само может осознаваться…

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (непосредственный) — любой чувственный опыт, который через все органы чувств происходит в моменте сейчас, без включения воображения и додумывания, ментальный процесс описывает только то, что дано в непосредственном восприятии, ничего не интерпретируя, ничего не оценивая и не сравнивая. Контрагентом или условным, номинальным субъектом данного вида опыта является организм тела-ума, или психосоматический организм.

ЛИЧНОСТНЫЙ (опосредованный) — опыт, получаемый за счет воображения и моделирования неких ситуаций, опыт, получаемый из книг, фильмов, общения с другими людьми. Опыт, в котором не был задействован организм тела-ума. Контрагентом этого опыта является я-мысль, или я-сознание! Контрагент воображаемого опыта сам находится в воображении, но создается, как и во всех других видах опыта, эффект выноса субъекта за пределы системы, которая теперь якобы воспринимается им.

НО В ОБЫЧНОМ ОПЫТЕ МЫ ИМЕЕМ НАЛОЖЕНИЕ ВСЕХ ВИДОВ ОПЫТА, КАК СОЕДИНЕНИЕ ТРЕХ ЭКРАНОВ, И НАША ЗАДАЧА РАЗДЕЛИТЬ ИХ, ЧТОБЫ ОСОЗНАТЬ ВСЕ ТРИ СИСТЕМЫ СО СВОИМИ КОНТРАГЕНТАМИ.

Когда вы начнете различать и переживать все три вида опыта и осознавать, что в каждом из них есть свой номинальный субъект-контрагент, тогда ни один из них не сможет претендовать на абсолютную реальность, абсолютную
Читать дальше →
10 августа 2015, 20:57

"Отпустила я вёсла, а лодка плывёт…"

Эта ошибка так угнездилась в умах, что, наверное, не поможет уже ничто. Ни в одном классическом учении никогда не шла речь о так называемом «отсутствии автора / деятеля». Утверждалось (ахтунг!) отсутствие независимого, необусловленного, индивидуального существования. А это бесконечно далеко от неоадвайтического «все само — без меня».

Кто ест яблоко?

Буддизм (как пример) дает два ответа. Абсолютное воззрение гласит: вопрос поставлен неверно. Имеет место целостное движение единого Целого, которое можно — притом крайне некорректно! — описать как «Коля ест яблоко». Но поскольку Коля, яблоко и поедание не имеют самостоятельного бытия, то ответом на вопрос может стать только молчание — тут что ни скажи, все мимо.

Второе воззрение — относительное — утверждает: отдельности нет как факта, однако Целое (оставаясь неизменно Целым) проявляет себя как отдельные Коля, яблоко и еда. Это означает: все обыденные интеракции между субъектом, объектом и действием никто не отменял!

В первом случае указывают на беспричинность как основу Сущего. Во втором случае указывают на нерушимый закон причины и следствия. В первом случае нет ни рождения, ни смерти. Во втором — конкретный Коля умирает, поперхнувшись яблоком, и перерождается согласно своей карме.

Так называемые «высшие колесницы» проповедуют абсолютное воззрение, которое неоадвайта вульгаризировала до «автора нет». «Низшие колесницы» учат самосовершенствованию. На этой почве как правило разгораются немыслимые дебаты.

Однако итог всем спорам подводят Окончательные Учения (напр. Дзогчен или Махамудра), которые гласят: Абсолютное и Относительное воззрения — не два! Подобное понимание подразумевает классическое буддийское единство Пустоты и Сострадания. Как же это возможно?

Конечно, пустотность Коли — факт. Но и проявленность его — такой же точно факт. Да, Колина жизнь — это мираж. Но кроме миражей нет никакой «реальной» реальности. Каждый день и каждый час Коля принимает решения, привлекает, отвергает и игнорирует
Читать дальше →
26 июля 2015, 20:11

Вечность и кладбище. Трунгпа Чогьям.

Я бы хотел убедиться, что вы поняли всё, что мы уже обсудили. Рождение Падмасамбхавы подобно внезапному опыту пробуждённого состояния. Рождение Падмасамбхавы не может произойти, если нет переживания пробуждённого состояния ума, которое указывает нам на нашу невинность, наши детские черты. Опыт отношений Падмасамбхавы с царём Индрабхути из Уддияны связан с развитием, следующим за вспышкой пробуждённости. Пожалуй, на данном этапе повествования это и есть учение или послание, извлечённое из жизни Падмасамбхавы.

Теперь давайте перейдём к следующему аспекту Падмасамбхавы. Испытав пробуждённое состояние ума и обретя опыт сексуальности, агрессивности и всех возможных мирских удовольствий, он всё ещё не совсем понимает, как взаимодействовать со всеми мирскими процессами. Это не значит, что Падмасамбхава сбит с толку, но ему не совсем ясно, как учить, как установить контакт со слушателями. Сами ученики глядят на него с опаской просто потому, что никогда раньше не встречали просветлённого. Работа с просветлённым человеком наполнена невероятными переживаниями и приятна, но в то же время она может быть весьма разрушительной. Если поступим неправильно, мы можем пострадать или быть уничтожены. Это как играть с огнём.

Итак, общение Падмасамбхавы с сансарным умом продолжается. Его изгнали из дворца, и он отправился навстречу новым открытиям. Открытие, которое он совершает в этот момент, – это вечность. Здесь вечность – это чувство того, что переживание пробуждённости существует постоянно и устойчиво, и нет необходимости принимать какиелибо решения. В этот момент, в связи со вторым аспектом, для Падмасамбхавы на первый план выступает отсутствие решений в опыте общения с живыми существами.

Второй аспект Падмасамбхавы носит имя Ваджрадхара. Ваджрадхара – это принцип или состояние ума, обладающее бесстрашием. Произошёл выход за пределы страха смерти, боязни боли и горя и других подобных страхов. Преодолев эти состояния, вечность жизни продолжается за их пределами. Такая
Читать дальше →
25 июля 2015, 15:28

Клиническая психология утраты "Я"

Подруга (психолог) привезла с научной конференции книгу ))) Я точно не осилю 900 страниц научного текста, но название мне нравится.

Автор: Елена Теодоровна Соколова, доктор психологических наук, клинический психолог и психотерапевт, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. Получила образование в МГУ, а затем продолжила его в Институте Фрица Перлза (Германия), институтах гештальт-терапии и IDEE Psy (Франция), Стэнфордском и Калифорнийском университетах (США).

«Клиническая психология утраты Я», Смысл, 895 с.
Эта книга — подведение итогов более чем тридцатилетнего опыта профес­сиональной работы автора на основе синтеза идей культурно-исторического развития школы Л.С. Выготского и теорий межличностных отношений со­временного психоанализа. Через призму анализа современной ситуации социокультурной неопределенности исследуются феномены расстройства самоидентичности: диффузия, расщепление, нарциссическая грандиоз­ность, перфекционизм и манипуляция, социальные условия формирования этих защитно-компенсаторных искажений развития личности, их функции в создании и поддержании «фальшивого» и «иллюзорного» представления о себе и других; на примере анализа клинических случаев индивидуальной психотерапии демонстрируются терапевтические методы, трудности тера­певтических отношений и границы эффективности интегративной психо­терапии пациентов с расстройствами идентичности. В книге нашли отраже­ние также исследования психотерапевтического процесса. Психологам разных специализаций, психиатрам,
Читать дальше →
20 июля 2015, 15:47

Письмо другу: День Плохих Новостей

Дорогой друг, от тебя пришли плохие вести. Ты пишешь, что «он» все еще жив. Этот ненавистный иллюзорный «персонаж», обитающий во времени и в своей собственной трагикомической истории. Этот лицемерный фантом, прикидывающийся тобой. Змея, заползшая к тебе за пазуху. Один непрекращающийся источник страдания — да, он все еще здесь.

Ты сделал все, что мог. Ты распознал его иллюзорность, ты разоблачил его в его жалких потугах выдать себя за нечто «реальное». Ты увидел его дешевенькие игры в Жертву, Палача и Спасателя. Затем ты принял его и даже полюбил. Но он не ушел, но стал только сильнее. Теперь он портит тебе всю картину и снова заставляет страдать.

Знаешь, почему он не уходит? Потому что «он» и есть ТЫ!

Это моя плохая новость для тебя. У нас сегодня День Плохих Новостей.

Знаешь, в чем дело? Ты ловко научился разотождествляться с „ним“. Ты усвоил Первый Урок: отождествление есть корень неведения. Но за первым уроком идет Второй, который тебе не объяснили как положено. Отождествление — неверно. Верно — абсолютное тождество! А знаешь, как оно звучит на практике? Ты Есть Он!

Ты все еще продолжаешь надеяться, что ты есть То? Некое «То» — волнующее, чистое и свободное? Но в День Плохих Новостей придется сказать тебе правду: То Есть «Он»!

Помнишь, ты где-то читал, что являешься Божественным Сознанием — чистым и абсолютно свободным? Знай: так оно и есть. Где же еще появляется «персонаж», как не в сознании? Но скажи: разве то, что появляется в сознании, отлично от самого сознания? Разве есть сознание, отдельное от мыслей? Разве не есть сознание что-либо иное, как не эта мысль, этот образ, это чувство, которые переживаются прямо сейчас?

Ты спросишь: где же тут чистота и где свобода, если эго сочится из всех щелей? Но взгляни сам: что может «загрязнить» ум, если все, что в нем есть (даже чистота), — просто придумано? Разве мысль оставляет след, как ботинок? Разве она может завоняться, как рыба? Взгляни еще раз: разве есть что-то, что препятствует прийти
Читать дальше →
17 июля 2015, 04:48

Радость желать.

Нет ничего неправильного в том, чтобы желать.

Духовное пробуждение, просветление, освобождение, часто «оформляется», как полная аннигиляция всех человеческих желаний, нужд, потребностей.
Это ужасное заблуждение, благодаря которому столько людей «застревают», скучают, «разъединены», игнорируют свое тело и воюют с ним.

Ты будешь свободен от желаний, когда будешь трупом.

Вспомни, Будда тоже пытался аннигилировать свои желания. Из этого ничего не вышло. В конце концов он сдался и «принял» их. Это Срединный Путь.

Желания никуда не исчезают с пробуждением. По факту, мысли и чувства тоже не исчезают. Меняется твое отношение к ним, при чем, меняется радикально.


Читать дальше →