1 ноября 2024, 05:41
За третью истину *слегка
Так чем же ниббана точно не является?
Определенно не является она просто смертью или банальным отсутствием осознавания, поскольку смерть мыслится в буддизме (и тхеравадинском, и махаянском) чем-то наподобие «пересборки скандх», а не выходом из сансары.
Не является ниббана в Тхераваде также и базовым состоянием фонового экзистенциального «бытийствования» (условным аналогом хайдеггеровского Dasein’a) — таковое обозначается в «Абхидхамме» термином «бхаванга». И последовательно от ниббаны отличается.
Бхаванга — «базовое» состояние ума живого существа, содержащее потенцию к сознательной активности. Она является экзистенциальной «подложкой», обеспечивающей сам континуум индивидуального жизненного процесса, не являясь при этом атманом (неизменной «душой»), поскольку в моменты реализации сознательной активности бхаванга прерывается другими читтами — например, прямо сейчас она, скорее всего, прерывается у вас читтами распознавания смысла написанных здесь слов.
В Тхераваде бхаванга является базовым фактором существования, который объясняет непрерывность жизненного процесса: бхаванга в момент перерождения живого существа принимает форму, являющуюся результатом созревания прошлой каммы. По этой причине бхаванга считается каммически нейтральной, то есть не создающей новой каммы. Бхаванга относится к числу факторов психического процесса, которые являются одновременно и причиной, и результатом, обусловливающими и обусловленными. Бхаванга — это состояние, естественное для глубокого сна без сновидений.
Нирвана же, в отличие от бхаванги, выходит за пределы любых сансарических состояний и каммически не обусловлена.
Далее, нирвана однозначно не является дукхой (страданием и неудовлетворительностью в целом). Однако не является она также и обычным счастьем и радостью. Хотя в Тхераваде противоположное дукхе по смыслу слово «сукха» и используется как для обозначения приятного чувства («сукха ведана»), так и для обозначения одного из свойств ниббаны (условного абсолютного
Читать дальше →
Определенно не является она просто смертью или банальным отсутствием осознавания, поскольку смерть мыслится в буддизме (и тхеравадинском, и махаянском) чем-то наподобие «пересборки скандх», а не выходом из сансары.
Не является ниббана в Тхераваде также и базовым состоянием фонового экзистенциального «бытийствования» (условным аналогом хайдеггеровского Dasein’a) — таковое обозначается в «Абхидхамме» термином «бхаванга». И последовательно от ниббаны отличается.
Бхаванга — «базовое» состояние ума живого существа, содержащее потенцию к сознательной активности. Она является экзистенциальной «подложкой», обеспечивающей сам континуум индивидуального жизненного процесса, не являясь при этом атманом (неизменной «душой»), поскольку в моменты реализации сознательной активности бхаванга прерывается другими читтами — например, прямо сейчас она, скорее всего, прерывается у вас читтами распознавания смысла написанных здесь слов.
В Тхераваде бхаванга является базовым фактором существования, который объясняет непрерывность жизненного процесса: бхаванга в момент перерождения живого существа принимает форму, являющуюся результатом созревания прошлой каммы. По этой причине бхаванга считается каммически нейтральной, то есть не создающей новой каммы. Бхаванга относится к числу факторов психического процесса, которые являются одновременно и причиной, и результатом, обусловливающими и обусловленными. Бхаванга — это состояние, естественное для глубокого сна без сновидений.
Нирвана же, в отличие от бхаванги, выходит за пределы любых сансарических состояний и каммически не обусловлена.
Далее, нирвана однозначно не является дукхой (страданием и неудовлетворительностью в целом). Однако не является она также и обычным счастьем и радостью. Хотя в Тхераваде противоположное дукхе по смыслу слово «сукха» и используется как для обозначения приятного чувства («сукха ведана»), так и для обозначения одного из свойств ниббаны (условного абсолютного
Читать дальше →