1.
Осознанность как элемент Основы делает возможным присутствие феноменов, сотканных из пустоты и наполенности. Только в Осознанности эти две противоположности могут быть восприняты как конкретный феномен, который присутствует и осознается. Это еще называют «Знанием».
2.
Осознанность сама по себе ни пуста, ни полна, ни активна, не нейтральна. Это объясняется тем, что в ней отсутствует первичный динамический элемент – Внимание. Внимание есть концентрация Осознанности на феномене. Таким образом Осознанность превращается в Осознание.
3.
Внимание рождается следующим образом. Поскольку Осознанность осознает, она не может являться тем, что осознается. Реализация этого в сознании – корень заблуждения и сансары. Возникает «дистация» между Осознанностью и феноменом, которая называется Осознание. Возникает базовое заблуждение: «Осознание осознает феномен» или «Знание присутствует и осознается».
4.
В ходе этого происходит следующая подмена. Поскольку нечто, ставшее Осознанием, «осознает» нечто, ставшее феноменом, оно само не может быть осознано и выносится по умолчанию за скобку. Так возникает иллюзия наличия чего-то, что принципиально не является феноменом, но, тем не менее, существует.
5.
Этот эффект называется «номинальной субъективностью» и является уже не самим корнем, но скорее «стволом» иллюзии. Номинальная субъективность создает возможность субъектно-объектного деления для осуществления когнитивного акта. Так начинается не пассивная, как в предыдущем пункте, а активная двойственность. Деление на осознание и феномен превращается в деление на субъект и объект.
6.
Активная двойственность уже «заряжена» тем, что принято называть «жизнью», но еще не вполне функционабельна. Ей не хватает третьего, решающего элемента – «процесса» или «отношений» между субъектом и объектом. Для того, чтобы такой процесс мог возникнуть, внимание совершает следующий фокус. То, что априори вынесено за скобку как Осознание (деградировавшая Осознанность), вводится в скобку как
Читать дальше →